Звезды голливуда и мирового кино

  • Главная
  • Подписаться на новости
  • Контакты
  • Поиск
Навигация:

Фото

Alain Robbe-Grillet
Ален Роб-Грийе

Дата рождения: 18 августа 1922
Дата смерти: 18 февраля 2008

Биография

18.08.1922, Брест, Бретань, Франция - 18.02.2008, Кан, Кальвадос, Нормандия.


Французский прозаик, сценарист, режиссер.

Лауреат преми Фенеона (1953).
Лауреат премии Берлинского кинофестиваля (1968).


Начало пути


Ален Роб-Грийе родился 18 августа 1922 в Бресте французского департамента Финистер, Успешно окончив в 1945 году Национальный институт сельского хозяйства в Париже, стал работать в Колониальном институте плодовых и цитрусовых. Одно из первых сочинений Алена Роб-Грийе роман «Резинки», написанный им в 1953 году, впоследствии стало считаться классическим образцом так называемого «нового романа», призванного в свое время преодолеть традиционное назначение литературы. Прикрываясь весьма занимательной детективной интригой, воссоздавая структуру детективного романа, писатель поставил и решил для себя множество творческих задач - от созидания «поэтики взгляда» до развенчания «Эдипова комплекса».

Настоящий успех способствовал и выходу его следующего романа — «Соглядатай», который получил престижные отзывы критиков. Строй прозы Ален Роб-Грийе называли загадочным и непонятным, несмотря на внешнюю упрощенность и обезличенность, даже появилось устойчивое выражение «романы-лабиринты Роб-Грийе». Ведущее положение Роб-Грийе среди «новых романистов» отчасти объяснялось его активностью как теоретика, обладавшего четкой концепцией.

Ален Роб-Грийе призывал покончить с традиционным романом, поскольку ясно очерченный сюжет и целостный герой («устаревшее понятие») более не выражали положения человека в современном мире. Роб-Грийе призывал «очистить литературу от гипертрофии антропоморфизма», т.е. описывать природу и вещи, как они есть на самом деле, объективно. В 1957 году вышел его роман «Ревность», а в 1959 году - «В лабиринте».

Опубликованный в 1970 году парижским издательством «Minuit» роман-детектив «Проект революции в Нью-Йорке» Алена Роб-Грийе стал одним из принципиальных текстов литературы XX века. В нем французский писатель впервые применил ряд приемов, - дереализация места действия, «сериализация» персонажей, несводимая множественность фабул, - которые оказали влияние на развитие кино, литературы и философии последних десятилетий. В этом романе Роб-Грийе дополнилт «вещизм» своих более ранних книг радикальным заключением в скобки субъекта, прямой наррации и дескриптивных процедур традиционного романа.

От «вещизма» Ален Роб-Грийе перешел к «игровым текстам, использовавшим архетипы массовой культуры, подсознания»: «Топология города-призрака» в 1975 году, «Джинн» в 1981 году, «Анжелика» в 1988 году.

Кинокарьера


Алена Роб-Грийе пришел в кино, будучи одним из основоположников французского «нового романа». Он написал сценарий знаменитого своим новаторством фильма режиссера А. Рене «В прошлом году в Мариенбаде» в 1961 году. А через пару лет он и сам дебютировал в режиссуре лентой «Бессмертная», в которой продолжил поиски новых средств выразительности, развивая тему «призраков памяти» внутри размытого, лишенного всякой логики, но психологически увлекательного сюжета.

Дальнейший творческий путь Роб-Грийе в кино продолжила картина «Трансевропейский экспресс» в 1966 году. Она, при всей своей модной интеллектуальности, носила явные следы коммерческого кино и заслужила упреки критики в ложной многозначительности.

Литература и кино в творчестве Алена Роб-Грийе словно переходила друг в друга: в своих романах он использовал элементы кинематографического мышления, а его кино являлось продолжением литературных экспериментов.

«Бессмертная»


С французским темпераментом Ален Роб-Грийе поставил фильм «Бессмертная» в 1963 году, в котором последовательно и успешно воплотил свое литературное видение в кинопроекцию. В «Бессмертной» временные отношения были классические, устойчивые. Эксперимент проводился с пространством, с совмещением, нейтральных относительно друг друга, звукового ряда и изображения. Актер, покидавший кадр в движении, был неподвижен при появлении – это было немыслимое нарушение для традиционного кинематографа.

Фильмы Алена Роб-Грийе, снятые по рецептам «нового романа», к сожалению, были обречены на провал в прокате. Роб-Грийе изобрел свой стиль, смешивавший многозначительную интеллектуальность, изощренный холодный эстетизм и навязчивую сексуальность. Тем самым режиссер вызвал насмешливое сравнение с маркизом де Садом.

Алена Роб-Грийе упрекали в прямой порнографичности в фильмах: «Трансевропейский экспресс», «Человек, который лжет», «Рай и после», «Постепенные соскальзывания к удовольствию», «Игра с огнем», «Прекрасная пленница». Последняя лента увидела свет в 1988 году.

После внушительного перерыва Ален Роб-Грийе в 194 году снял вместе с молодым режиссером Димитри Ле Клерком криминальную драму «Звук, издаваемый безумцем». И уже в преклонном возрасте Ален Роб-Грийе решил в 2006 году подарить миру кинозагадку под названием «Вам звонит Градива» по роману немецкого писателя Вильгельма Йенсена «Градива» и книге Зигмунда Фрейда «Бред и сны в «Градиве» Йенсена». Критики картину не оценили, и назвали качество фильма как минимум сомнительным.

«Вам звонит Градива»


Картина «Вам звонит Градива» вошла в список самых больших мистификаций. Фильм Алена Роб-Грийе сплетал мысли в крепкий клубок, напрягал, запутывал. Хотелось его немедленно выключить, но атмосфера, которую создал Ален Роб-Грийе, прочно цепляла и заставляла досмотреть эротический кошмар до конца.

Вкрапления абсурда и фантазии в диалогах героев облегчало перегруженную эротизмом и искусствоведческими беседами конструкцию фильма. Крепко держа зрителя на эротическом крючке, Роб-Грийе за два часа фильма провел зрителя по трущобам и закоулкам истории-лабиринта, полной томления плоти и терзаний души.

Ален Роб-Грийе смешал реальность и сон, вымысел и действительность, будущее и прошлое в томительный арабский кошмар, в бесконечный сон во сне и наяву. Режиссер нагрузил своих актеров сразу несколькими амплуа и ролями, и из-за этого большие трудности возникали как с определением, кто играл заглавную роль, так и с попыткой определить, какой из актерских образов действительно был реален. Или искусствовед и ориенталист Джон Локк, герой Джеймса Уилби, или стервозная и загадочная служанка Белкис в исполнении не без гордости объявленной прокатчиками порно-звездой Дэни Вериссимо. А может эффектный садист Анатолий, он же Фарид Шапель, или просто выжившая из ума пленница «театра сладострастия» Лейла, она же Ариэль Домбаль, писавшая книгу, в которой каждое ее слово обретало реальность…

Впрочем, для Алена Роба-Грийе, стоявшего у истоков особого жанра «нового романа», структура которого принципиально отличается от романа классического, это был вполне естественный подход.

Кроме того


В 1971-1995 годах Ален Роб-Грийе работал преподавателем в Нью-Йоркском университете. Как актер Ален Роб-Грийе появился в небольших ролях:
режиссер Жан в картине «Транс-европейский экспресс», просто прохожий в ленте «Постепенные изменения удовольствия» и Гонкур в фильме «Обретенное время», премьера последней ленты состоялась в 1999 году.

Личная жизнь


В конце 1990 года Ален Роб-Грийе вернулся во Францию и поселился в городе Кан.
Ушел Ален Роб-Грийе из жизни 18 февраля 2008 года. Ален Роб-Грийе был женат на Катрин Роб-Грийе.

Интересные факты


В 1985 году Ален Роб-Грийе выпустил книгу – автобиографическую трилогию под названием «Возвращающее зеркало». Вторая часть вышла в 1988 году, а третья в 1994 году.

В 2001 году был издан последний роман Алена Роб-Грийе – «Повторение».

Автор – Алексей Генералов.

«Ален Роб-Грийе», статья, сайт «Википедия».
«Ален Роб-Грийе», статья, сайт «Кино-Театр».
«Ален Роб-Грийе», статья, сайт «КиноПоиск».
По материалам сети.

Последние сообщения с форума

Сообщений не обнаружено.



  • Вконтакте
  • Facebook