На ММКФ покажут несколько сотен фильмов - старых и новых, российских и зарубежных, уже побывавших на всевозможных кинофестивалях и рассчитывающих на широкий прокат. Ориентироваться в этой толще информации непросто еще и потому, что формула «главное - посмотреть конкурсные картины» почти всегда не работает. Облегчить жизнь тем, кого пугает огромное количество названий через запятую, список ключевых картин смотра с оговоркой, что у каждого свое кино.
1. ЛИЦО ФЕСТИВАЛЯ. КОНКУРС
О фестивале судят прежде всего по конкурсу, но это утверждение не вполне про ММКФ, конкурс которого традиционно слабее остальных программ. Однако и в гетто будущих лауреатов ежегодно находятся фильмы, которые вызывают интерес. В этом году таких картин как минимум три. В первой паре есть русский след:
«Самый опасный человек» Антона Корбейна интересен прежде всего актерским составом - Рэйчел Макадамс, Робин Райт, Филип Сеймур Хоффман, Уиллем Дефо и российский актер Григорий Добрыгин, а «Да и Да» - отечественный фильм в конкурсе, снятый Валерией Гай Германикой, чей извилистый творческий путь прошел через школу Марии Разбежкиной, «Кинотавр», Каннский кинофестиваль и Первый канал.
Да и да
Третий фильм - «Круговерть» Марка Фитусси - обещает и хороших европейских актеров (Юппер, Дарруссен, Нюквист), и скандинавский колорит, и французский стиль. Фитусси поборется за главный приз ММКФ с лирической комедией о супружеской паре, которая разводит в Нормандии крупный рогатый скот. Мечтательной жене парнокопытная рутина встает поперек горла - и начинается поиск лучшей участи: стремление в Париж, переосмысление прожитого, Микаэл Нюквист.
2. САМЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ ФИЛЬМЫ ГОДА
«Бродячие псы», «Путешествие на Запад», «Прощай, язык», «Два дня, одна ночь», «Триптих», «Добро пожаловать в Нью-Йорк», «Любить, пить и петь», «Собачье поле», «Соль земли»
Увидеть первыми лучшие фильмы – одна из главных мотиваций для посетителей фестиваля. К тому же настоящие ценители предпочитают оригинальный звук и субтитры.
Программа: «8 ½ фильмов»
Одна из самых интересных программ на ММКФ, как правило, собирающая сливки с идущего месяцем раньше Каннского фестиваля, а также представляющая самые заметные фильмы текущего сезона.
Два последних фильма малазийского режиссера Цай Минляна - «Бродячие псы», удостоенный на последнем Венецианском кинофестивале Особого приза жюри, - история отца и двух детей (мальчика и девочки), которые ведут образ жизни «бродячих собак» - чистят зубы в общественном туалете, едят на улице, мерзнут с рекламными транспарантами в руках. И «Путешествие на Запад» - псевдодокументальный фильм о путешествии по городу буддийского монаха.
«Прощай, язык» - Лента живого классика Жан-Люка Годарао муже и жене, которые не слышат друг друга и общаются при помощи собаки. Два месяца назад на Каннском кинофестивале фильм получил приз жюри пополам с «Мамочкой» Ксавье Долана.
«Два дня, одна ночь» Жан-Пьера Дарденна и Люка Дарденна – один из лучших фильмов минувших Канн, оставшийся в итоге без призов. Долгожданный союз Марион Котийяр и режиссерского дуэта из Бельгии, который должен был случится еще на прошлой картине Дарденн «Мальчик с велосипедом».
«Триптих». Театральный режиссер Робер Лепаж неоднократно пробовал силы в кино (началось все с «Исповеди», снятой в 1995 году), а после экранизации собственной пьесы «Обратная сторона Луны» почти на десять лет прекратил это неблагодарное дело. В конце прошлого года на сцене Театра Наций Лепаж поставил «Гамлет | Коллаж» с Евгением Мироновым, а также объединил в киноколлаж три короткометражные истории про людей и влияние голоса на их жизнь, которые совместно с клипмейкером Педру Пирешом снял еще в 2012 году.
«Добро пожаловать в Нью-Йорк», реж. Абель Феррара – фильм от создателя «Плохого лейтенанта» про сексуальный сканадал с Домиником Стросс-Канном, которого здесь, правда, зовут иначе и которого играет не менее скандально известный Жерар Депардье. Обещаны дикие ночи с девицами, запрещенными субстанциями и актерский бенефис Депардье.
Программа: «Божественная эйфория»
Последний фильм французского классика Алена Рене, который ушел из жизни 1 марта этого года. Картина удостоилась двух призов на прошедшем Берлинском кинофестивале. Точкой отсчета, как и в предыдущей ленте режиссера («Вы еще ничего не видели»), становится спектакль: актеры-любители узнают, что их друг Джордж смертельно болен. Близость жизненного финала становится причиной для спора трех женщин, которые не могут решить, кто же должен сопровождать Джорджа в последний путь.
«Собачье поле», режиссер Лех Маевски
Художник, поэт и режиссер Лех Маевски три года назад уже приезжал в Москву: на ММКФ в программе «8 с ½» показывали его «Мельницу и крест» - ожившее полотно Питера Брейгеля Старшего «Путь на Голгофу». Новая картина поляка - про потерявшего возлюбленную в автокатастрофе поэта Адама, которому снятся сюрреалистичные кошмары. На дворе 2010-ый, очень непростой год для Польши, которую изводят природные катаклизмы и новые трагедии (в авиакатастрофе гибнет президент Лех Качиньский и другие видные деятели страны). Визионерское чутье Маевского способно превратить историю личной и национальной трагедии в гнетущую и прекрасную польскую «Меланхолию» («Мельница и крест», показанная в соседстве с лентой Триера, также оказалась на гребне апокалиптической волны того ММКФ).
Программа: «Специальные показы»
Фильмы, которые будут показаны в большом зале, и на которые заранее планируется аншлаг.
«Соль земли», режиссер Вим Вендерс – завоевавший специальный приз программы «Особый взгляд» на каннском фестивале, фильм знаменитого Вима Вендерса будет показан в первом зале «Октября». Это самый большой экран в Москве, даже если картина выйдет в прокат, другого такого шанса не будет. Вим Вендерс на ММКФ также засветился в альманахе «Храмы культуры» (программа «Свободная мысль»)
3. САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ФИЛЬМЫ ФЕСТИВАЛЯ
«Танец реальности», «Мальчик, который ел птичий корм», «Дитя Господне», «Дистанция»
«Танец реальности», режиссер Алехандро Ходоровски – После почти двух десятилетий молчания (все это время Ходоровски занимался чем угодно, но не кино) чилийский мистик и сказочник вернулся со своей версией «Амаркорда» - фантасмагорической историей о детстве в безумном, безумном, безумном мире.
Греческая «новая волна», как она есть: экзистенциальная драма с минимумом диалогов про отдалившегося от социума молодого человека, который бродит по городу со своей канарейкой и питается, чем придется. Звучит, может, и не очень, но этот фильм пробирает до самых костей.
«Дитя Господне», США, реж. Джеймс Франко - Джеймс «В каждой бочке затычка» Франко снял экранизацию очень хорошего и очень мрачного романа Кормака Маккарти про потерявшего человеческий облик бомжа-убийцы в лесах Теннеси. К сожалению, он здесь не в главной роли, но тоже появляется, куда без этого.
За главный «трэш», в отсутствии северокорейских картин, отвечает «Дистанция» из Программы «Русский след». Режиссер Серхио Кабальеро дебютировал в 2010 году фильмом «Finisterra» про два русскоязычных привидения, которые путешествуют, в надежде превратиться во что-то живое. Новый фильм Серхио также не обошел стороной Россию. Для того, чтобы проникнутся историей, достаточно просто прочитать аннотацию к фильму.
4. САМОЕ ЯДРЕНОЕ. АЗИАТСКОЕ КИНО
Азиаткое кино Московского фестиваля – гордость программного директора Кирилла Эмильевича Разлогова. Программы «Дикие ночи», «Далекое близкое», «Сделано в Китае».
Эксцентричный даже по японским меркам Мацумото несколько лет назад уже удивлял зрителей на одном из Московских кинофестивалей своим «Символом». Его новый фильм, смешной, дикий и очень странный - про офисного работника, на свою беду заключившим контракт с клубом интимных услуг. Женщины будут беспокоить главного героя в самые неожиданные моменты.
«R100»
«Белый яд», Гонконг, реж. Бенни Чан
Гонконгский двухчасовой боевик про борьбу полиции с наркомафией. Мало, где умеют снимать криминальные эпические полотна с таким размахом, как в Гонконге - вспомним хотя бы Джонни То. Пропускать, очевидно, не стоит.
«Чёрный уголь, тонкий лёд» Дяо Иннаня воспринимается на родине как коммерческий триллер про следователя, маньяка и роковую женщину в декорациях северного Китая. Однако западные критики усмотрели в нем мощное авторское остросоциальное высказывание, а жюри Берлинского кинофестиваля наградило двумя медведями – Золотым и Серебряным - за лучшую мужскую роль. На самом же деле это, пусть несколько разболтанный, и не всегда остроумно обыгрывающий каноны жанра нуар с китайской спецификой.
5. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РЕАЛЬНЫЙ МИР. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
«Посетители», «Счастье», «Песни леса», «Навести и нажать», «Неизвестный известный», «Смерть рабочего», «Книга»
Вернее всего получить новые знания о мире помогут две основные программы документальных фильмов – Конкурс и «Свободная мысль» (самая посещаемая на фестивале). Основная тема неигрового кино этого года – конфликт природы и цивилизации. Режиссер, который собаку съел на этой тематике, Годфри Реджио («Койяанискаци», «Повакаци», «Накойкаци»), приедет в Москву и представит свой новый фильм «Посетители».
Сразу в нескольких картинах человек, обитающий на задворках мира, в джунглях или горной деревне, попадает в большой мир. Таковы «Песни леса», реж. Михаэль Оберт – фильм, получивший главный приз главного фестиваля документальных фильмов – IDFA или конкурсное «Счастье» Тома Бальмеса.
Герои других фильмов, наоборот, оставляют насиженные большие города, как в «Навести и нажать», картине про американца, отправившегося повстанцем в Ливию, воевать против Муаммара Кадаффи. В заявленную тему вписывается и «Неизвестный известный» - новый фильм великого Эррола Морриса, из-за которого Вернер Херцог когда-то сварил и съел ботинок, про бывшего министра обороны США Дональда Рамсфелда, нанесшего ответный удар по Ираку после событий 11 сентября.
В память трагически погибшего в джунглях Михаила Главоггера покажут лучший его фильм «Смерть рабочего». Ну, и, конечно, не стоит пропускать мировую премьеру нового фильма Виталия Манского «Книга».
6. КИНО ДЛЯ ОТДЫХА. РЕТРОСПЕКТИВЫ
«Добрые сердца и короны», «Последний киносеанс», «Головокружение», «Застава Ильича», «Карманник»
Просто отдохнуть без рисков нарваться на плохое кино лучше всего, посещая ретроспективные показы и программы, на которых можно посмотреть любимое кино на большом экране, с оригинальным звуком. Программа памяти киноведа Владимира Юрьевича Дмитриева целиком состоит из шедевров: «Последний киносеанс», «Головокружение» и все остальные - каждый фильм стоит хоть раз увидеть на большом экране.
Фильмы другой ретроспективной программы «Студия Илинг. Золотые годы» пойдут с синхронным переводом лучшего в своей профессии Сергея Козина. Выбирайте любой из 10 фильмов, лично нам нравится «Добрые сердца и вензеля», реж. Роберт Хеймер - Чернейшая комедия про борьбу за наследство с настоящим бенефисом Алека Гиннеса, сыгравшего в фильме 8 родственников главного героя, в том числе и женщин. Американцы сочли фильм дьявольски циничным и не хотели выпускать в прокат, пока не был переснят финал.
7. БОНУС
В этот гид не влезло множество фильмов, которые наши авторы облюбовали для просмотра. И все-таки невозможно не упомянуть программу немецкого кино и просто, кажется, хороший фильм «Дурацкое дело нехитрое» из программы "Дикие ночи".
Из программы «Небо над Берлином» стоит посмотреть и замечательный «Марсель» Ангелы Шанелек, и криминальный триллер «В тени», похожий на фильмы Мельвиля, но «Бунгало» Ульриха Кёлера - особенно хорош. Вполне антониониевская по духу и даже финалу история про юношу, дезертировавшего из армии и приехавшего в родительский загородный дом.
Бунгало
«Дурацкое дело нехитрое», реж. Ганс Петтер Моланд - Неонуар про месть, где помятый Стеллан Скарсгаард в роли водителя снегоуборочной машины мстит за смерть сына и стравливает шведских, норвежских и сербских бандитов. Моланд уже не раз работал с Скарсгаардом («Довольно добрый человек», «Ноль градусов Кельвина») и на этот раз смог сделать добротную криминальную драму. В роли крестного отца сербской мафии снялся великий Бруно Ганц.
Фестивальные показы пройдут с 20 по 29 июня.
Расписание доступно на официальном сайте фестиваля.
Источник: сайт: "Кино-Театр".