Звезды голливуда и мирового кино

  • Главная
  • Подписаться на новости
  • Контакты
  • Поиск
Навигация:

Фото

Greta Garbo
Грета Гарбо
(Грета Луиза Густафсон)

Дата рождения: 18 сентября 1905
Дата смерти: 15 апреля 1990

Биография

18.09.1905, Стокгольм, Швеция — 15.04.1990, Нью-Йорк, США


Шведская и американская актриса

Лауреат премии "Оскар" (1954)


Начало пути


Грета Гарбо, настоящее имя Грета Луиза Густафсон, родилась 18 сентября 1905 года в в шведском городе Стокгольм, в многодетной семье. Грета была третьим ребенком в бедной семье Карла и Анны Густафссон. В шестилетнем возрасте малышка получила свою первую работу – продавца газет. В 1918 году девочка потеряла отца, - он умер от туберкулеза.

После смерти отца Грета бросила школу и пошла работать. Где только не приходилось работать будущей звезде: она была помощницей в парикмахерской, затем получила работу в стокгольмском универмаге, параллельно с эти позировала для рекламы в газетах, для рекламных роликов универмага. В конечном итоге на Грету Гарбо обратил внимание комедийный режиссер Эрик Петчер и вскоре предложил ей маленькую роль в своей новой картине 1922 года "Петер-бродяга". В титрах картины Грета Гарбо была упомянута все еще под своим настоящим именем.

Учеба


С 1922 года по 1924 год Грета Гарбо училась актерскому мастерству в Королевском драматическом театре Стокгольма, где познакомилась с режиссером Морицом Стиллером, который лично занялся ее обучением, и придумал девушке благозвучный псевдоним — Грета Гарбо. Затем он пригласил ее на главную роль в немую картину "Сага о Йесте Берлинге" - экранизации романа Нобелевского лауреата Сельмы Лагерлеф. Здесь начинающая актриса снялась в дуэте со шведским актером Ларсом Хансоном.

Игра Греты Гарбо произвела сильное впечатление на Луиса Майера, стоявшего у истоков компании "Metro-Goldwyn-Mayer", и он предложил Грете Гарбо и Морицу Стиллеру работать на его киностудии.

Кинокарьера


Первая роль в кино в фильме "Сага о Йесте Берлинге" не принесла Греете Гарбо большого успеха, ее игру критики посчитали скучной и неинтересной, однако отметили ее необыкновенную красоту. Известный немецкий режиссер Пабст сказал, что такое лицо как у Гарбо бывает раз в столетие, и он пригласил Грету Гарбо на съемки его фильма "Безрадостный переулок". Этот фильм и принес Грете Гарбо первую скромную известность.

В 1925 году известный голливудский продюсер Луис Майер пригласил Гарбо и Стиллера в Америку. Но вместо обещанных интересных ролей, руководитель крупнейшей киностудии не сразу вспомнил о своих гостях.

Феноменальная популярность картин, в которых снималась Грета Гарбо объяснялась не только ее идеальной игрой на экране, но и новым типом роковой женщины, который создавала актриса - одинокой, гордой героини, связавшей весь смысл своей жизни с единственной и неповторимой любовью, которая не принесла счастья ни ей, ни любимому. Две первые картины Греты Гарбо, снятые в Голливуде, были созданы по известным романам Бласко Ибаньеса. Это были сентиментальные мелодрамы 1926 года "Поток" и "Искусительница", в которых Грета Гарбо, играла роли "роковых женщин".

Фильмы прошли довольно успешно и с застенчивой нездешней красавицей Гретой Гарбо американцы заключили пятилетний контракт. Карьера Греты Гарбо набирала обороты, фильмы с ее участием начали выходить один за другим. В 1927 году в прокате появилась лента "Плоть и дьявол", в которой партнером Греты Гарбо был Джон Гилберт, сыгравший большую роль в личной жизни актрисы. Герой фильма Лео фон Селлентин во время каникул познакомился на балу с прекрасной, но замужней Фелиситас. Между ними начался роман… На съемках этой картины между Гретой Гарбо и Джоном Гилбертом начался роман, который едва не окончился свадьбой.

В 1927 году Грета Гарбо и Джона Гилберта можно было увидеть в главных ролях в вольной экранизации "Анны Карениной" под названием "Любовь". Первоначально картину хотели назвать так же как роман, но затем название изменили на "Любовь". Русский дворянин Алексей Каренин женат на Анне, но женщина влюбилась в молодого офицера Вронского. Анна бросила мужа и ушла к любовнику, за что Каренин лишил ее прав на ребенка. Вскоре Анна осознала тщету своего бытия и, бросившись под поезд, покончила жизнь самоубийством. Интересно, что у драматического фильма существовало два разных финала. Первый: воссоединение Анны и Вронского после смерти Каренина, предусмотренная MGM для показа в США, и традиционная трагическая, для проката в Европе.

В 1928 году на экраны вышел немой черно-белый фильм "Божественная женщина" о великой Саре Бернар. Продолжительное время картина считалась полностью утерянной, но в 1993 году 9-минутный фрагмент фильма обнаружили в архиве Госкино России. Фильм создали по пьесе Глэдис Ангер, в какой-то мере основанной на рассказах о ранней биографии Сары Бернар. Главные роли великолепно сыграли Ларс Хансон и Грета Гарбо. Талантливая актриса снялась в роли любящей и страдающей женщины, которая боролась за свое счастье, не считаясь с царящими в обществе условностями.

В дальнейшем, по мере того, как Грета Гарбо была на подъеме, отношения актрисы с первооткрывателем ее таланта испортились. В 1928 году Мориц Стиллер был уволен и вскоре после возвращения в Швецию умер. В тот период актерский образ Греты Гарбо, окончательно сформировался, — из пухлой продавщицы она превратилась в прекрасного Сфинкса, который стал ассоциироваться с именем актрисы.

Во время посещения Венской оперы русская шпионка Таня Федорова, в ее роли снялась, Грета Гарбо, из фильма 1928 года "Таинственная дама", познакомилась с австрийским капитаном Карлом фон Раденом. Молодые люди вместе провели романтический вечер и влюбились друг в друга. Картина по сюжету напоминала другую картину с участием Греты Гарбо — мелодраму 1931 года "Мата Хари", правда с одним отличием, в финале главную героиню ждала не смерть, а счастливое воссоединение с любимым.

1930-е годы


Снимаясь в немом кино, Грета Гарбо достигла вершин популярности. В 1929 году Грета Гарбо отработала в своем последнем немом черно-белом фильме "Поцелуй". Вскоре актриса успешно переключилась на звуковые фильмы. Однако руководство студии довольно долго задерживало этот переход, сомневалась, будет ли положительной реакция зрителей на то, когда шведский Сфинкс заговорит. Но тревога руководства была напрасной. В этой картине Грета Гарбо с блеском снялась в роли Ирен Гуарри, которая жила в несчастливом браке с престарелым дельцом Чарльзом Гуарри. Вскоре несчастная девушка встретила молодого красивого адвоката Андре Дюбайла и влюбилась в него. Однако, страшась гнева мужа, Ирен не торопилась с разводом.

Низкий хрипловатый голос актрисы с небольшим шведским акцентом моментально завоевал любовь публики. В 1930 году звуковой дебют Греты Гарбо в фильме Юджина О’Нила "Анна Кристи" прошел благополучно. Фирма "МГМ", торопясь использовать успех знаменитой актрисы, буквально заставила Грету Гарбо принять участие в съемках звуковых мелодрам: "Роман" и "Вдохновение". В 1931 году вместе с Кларком Гейблом Грета Гарбо снялась в их единственной совместной картине "Сьюзан Ленокс: падение и взлет" и причиной тому была взаимная неприязнь актеров.

Далее последовала работа в черно-белой мелодраме "Мата Хари", где Грета Гарбо блистательно сыграла роль легендарной шпионки времен Первой мировой войны. Действие картины разворачивалось в 1917 году во время Первой мировой войны. Роковая красавица Мата Хари - танцовщица и немецкая шпионка, гипнотизировала мужчин своим очарованием. От человека по имени Андриани она получила задание: добыть необходимые сведения, для этого она использовала свое обаяние и стала любовницей русского военного атташе в Париже - генерала Шубина. Для того, чтобы сыграть эту роль актер Рамон Новарро в фильме снимался в ботинках со специальными вкладками. Все показанные в фильме события в основном являлись вымышленными, несмотря на совпадение некоторых персонажей с реальными.

Последовала не менее яркая роль Греты Гарбо в фильме - лауреате премии "Оскар" в номинации за лучший фильм, американской драме "Гранд-отель", снятой в 1932 году в стиле ар-деко. Картина была основана на романе австрийской писательницы Вики Баум "Люди в отеле" и рассказывала зрителям историю, произошедшую в роскошном Берлинском гранд - отеле, где сотни служащих и гостей встречались и расходились. Все грехи мира – убийство и воровство, азарт и жадность, были представлены в этом замкнутом уголке красоты и порока. Судьба всех свела в один клубок. Грета Гарбо ярко, как впрочем, и всегда сыграла в ленте "Какой ты меня желаешь".

Актриса сделала вынужденный перерыв в своей карьере из-за конфликта относительно условий ее контракта. В результате руководство фирмы "MGM" пошло на уступки и составило новый контракт, который представлял популярной актрисе исключительные права: если во время съемок актрисе что-то не нравилось, Грете Гарбо было достаточно намекнуть на возвращение в Швецию, и ее желания моментально исполнялись.

Из фильма в фильм Грета Гарбо играла роли соблазнительниц, но актрисе хотелось воплотить на пленке насыщенные драматизмом классические образы: Жанну д'Арк, Гедду Габлер, Машу в "Трех сестрах". В 1932 году по окончании контракта с фирмой "МГМ" Грета Гарбо получила некоторую свободу действий. В середине 1930-х годов великолепной актрисе выпал шанс исполнить три интересовавших ее роли: королеву Христину, Анну Каренину и Маргариту Готье.

В 1933 году Грета Гарбо сыграла королеву Христину в одноименном фильме Рубена Мамуляна, которая приняла на свои юные хрупкие плечи тяжкий груз управления страной. Все время занятая государственными делами, она не верила в существование любви, и лишь встреча с испанским послом – актер Джон Гилберт, позволила ей познать это великое чувство. Умелый показ пробуждения женщины, ее чувства, страдания человека, потерявшего того единственного, так нужного в ее жизни, — вот что привлекло, кинозрителей в игре Греты Гарбо. Мелодрама оказалась весьма успешной как у зрителей, так и у критиков.

В 1935 году звезда мирового кино Грета Гарбо вернулась к образу Анны Карениной в классическом голливудском кинофильме, экранизации одноименного романа Льва Толстого. Актриса снялась в окружении таких актеров как: Фредерик Марч и Морин О'Салливан. Внешне Грета не похожа на героиню Толстого, но внутренний трагический конфликт передан ею был весьма выразительно.

Последней значительной ролью Греты Гарбо стала Маргарита Готье в картине "Камилла", режиссера Джорджа Кьюкора, и вышедшей на экраны в 1936 году. Фильм был экранизирован по известной пьесе Александра Дюма-сына, которая издавна служила проверкой талантливости некоторых крупных драматических актрис, таких, как: Сара Бернар, Элеонора Дузе. После выхода картины в прокат критики отметили, что Грета Гарбо оказалась достойной великих предшественниц.

В списке режиссеров великой актрисы значились легендарные имена таких титанов американской режиссуры как Джордж Кьюкор и Эрнст Любич, с которым Грета Гарбо решилась на смелый эксперимент: попыталась сыграть комедийную роль в фильме "Ниночка", из-за которого актрису долго не пускали на экраны СССР по причине высмеивания большевиков. Гарбо исполнила роль железной комиссарши Нины, которая посетила Париж с инспекцией советских торгпредов.

Последние работы


Фильм, вышедший в прокат со слоганом "Гарбо смеется" был первой ее полноценной картиной и одновременно предпоследним появлением актрисы на экране. В 1957 году сняли ремейк этого фильма под названием "Шелковые чулки". В 1941 году Грета Гарбо решила повторить попытку, и снялась в фильме Кьюкора "Двуликая женщина". Но зрители и кинокритики холодно восприняли картину. Выход комедии совпал с истечением срока контракта с фирмой "Метро-Голдвин-Майер", продлевать который Гарбо не стала. На прощание великая Грета Гарбо сказала: "Я хочу, чтобы меня оставили в покое".

Грета Гарбо планировала вернуться в кино после окончания Второй мировой войны, но этому намерению не суждено было осуществиться. Все ожидали нового контракта, говорили о головокружительных перспективах. Но... "Я хочу побыть одна", - сказала Гарбо директорам и продюсерам. Это было последнее, что от нее услышали в Голливуде.

Так началось 50-летнее затворничество великой кинозвезды. Ни награждение "Оскаром" в 1954 году, ни настойчивое приглашение Альфреда Хичкока в фильм "Дело Парадайн", ни проект театрального режиссера Джорджо Стрелера, посвященный Элеоноре Дузе, не вернули Грету Гарбо в профессию: "Я уже смастерила достаточно лиц". Талантливая Гарбо сыграла в 10 немых и 14 звуковых фильмах: "Я так и не смогла по-настоящему полюбить свою работу, а от Голливуда просто устала. Я думаю, что снималась даже дольше, чем планировала".

Личная жизнь


Знаменитую актрису всегда окружала атмосфера тайны. Грета Гарбо постоянно защищала свою личную жизнь от назойливого любопытства, она как можно меньше рассказывала о себе, очень редко давала интервью и всегда просила оставить ее в покое. Грета Гарбо оставила неизгладимый след в душах своих поклонников, ею восторгались, восторгаются и будут восторгаться.

Грета Гарбо была открыта и искренна перед камерой, но как только софиты гасли, актриса становилась отстраненной, холодной женщиной, жаждущей уединения. Она не желала встречаться с журналистами и считала, что ее сыгранные роли говорили за нее лучше любого интервью. В тридцатишестилетнем возрасте, будучи на пике славы, Грета Гарбо оставила кинематограф и целых полвека жила в уединении в апартаментах на Манхэттене под именем мисс Гарриетт Браун. Фантастическая актриса избегала репортеров и на улицу выходила только в темных очках, закрывавших лицо, известное всему миру. В ее круг общения входили лишь избранные: Черчилль, Ротшильд, Онассис, члены шведской королевской семьи… Ее необычная судьба – одна из самых загадочных шарад и изящных загадок ушедшего века.

Грета Гарбо ни разу не была замужем… Знаменитая, богатая, независимая, Грета Гарбо хотела просто жить, не чиня насилия над собой. Актриса весьма преуспела в экспериментировании с различными диетами. У нее даже возник роман с диетологом Гэролдом Хаузером, который был не единственным в жизни актрисы.

Как только Грета Гарбо появилась в Голливуде, мужчины стали ходить за ней толпами. Когда актрисе исполнилось 22 года, она встретила Джона Гилберта, которому на тот момент было 29 лет. У молодых людей завязался страстный любовный роман, везде они появлялись вместе, но свадьба так и не состоялась. Грета Гарбо бежала прямо из-под венца. По прошествии некоторого времени Гилберт женился, но продолжал любить свою вероломную несостоявшуюся невесту, подтверждением тому стал фильм "Королева Христина".

Аристократический облик Греты Гарбо будоражил воображение ее поклонников, которых у нее было много, несмотря на нелюдимость актрисы. Среди них были политики, музыканты и миллионеры. У Греты Гарбо был роман с дирижером Стоковским и миллионером Д’Шли. Но на предложение выйти замуж Грета отвечала отказом: "Смешно думать, что я могу пойти с кем-то к алтарю!" Адольф Гитлер тоже был неравнодушен к Грете Гарбо, и даже приглашал ее в Германию, но, как и все, был отвергнут…

Грета Гарбо была бисексуальна, актриса заводила романы и с женщинами. Впервые Грета Гарбо встречалась с актрисой Лилиан Тэшман, затем Фифи д’Орсэ, а в 1931 году Грета Гарбо познакомилась с колоритной особой Мерседес де Коста, лесбиянкой и феминисткой, которая была старше Гарбо на 12 лет. Вызвавшая много сплетен эта дружба длилась до тех пор, пока Мерседес де Коста не выпустила мемуары, где откровенно рассказала о своих отношениях с Гретой Гарбо, Айседорой Дункан и Марлен Дитрих. Грета Гарбо долгое время не могла простить возлюбленной ее поступок, и только узнав о смерти Мерседес, попросила положить в ее гроб букет белых лилий, в знак того, что она прощала подругу.

Около 20 лет продолжалась крепкая, хоть и неофициальная связь Греты Гарбо с промышленником Джорджем Шли. Многие удивлялись этому роману, не понимая, что могло связывать красавицу-актрису с этим невзрачным мужчиной, одетым в плохо сшитые костюмы, в то время как его женой была знаменитый модельер Валентина. Всю жизнь Грета Гарбо тяготилась своей привлекательностью, пыталась преклонить голову на плечо тем, кто мог подтолкнуть ее вперед, взять на себя ее заботы. Великолепная актриса передала Джорджу Шли право распоряжаться своими деньгами, делать вложения, покупать антиквариат. Миллионер завещал Грете Гарбо почти все свое огромное состояние. Актриса получила акции бумажной промышленности, дома в Италии и Южной Франции, финансовый капитал Гарбо продолжал увеличиваться даже помимо ее воли.

Среди любовников Греты Гарбо числился и знаменитый фотограф Сесил Битон, создавший в 1959-е годы серию ее фотопортретов, которые свидетельствовали о том, что бывшая актриса осталась самой красивой женщиной мира. Особая интрига этой связи заключалась в том, что Сесил был гомосексуалистом и сторонился женщин. В своей книге Битон имел неосторожность написать о своих отношениях с Гарбо, она прекратила с ним общаться. Впрочем, с Сесилом Битоном перед его смертью Грета Гарбо все-таки помирилась.

Квартира Греты Гарбо на 52-й авеню, со временем превратилась в "антикварный магазин". Замечательные картины были запакованы в ящики, ее спальня была обставлена мебелью XVIII века, но спала Грета Гарбо на современной кровати. Одевалась популярная актриса в мужской жакет или пальто, длинный шарф, шляпа, низко надвинутая на глаза, черные очки, туфли на низком каблуке. Грета любила пешие прогулки и обожала смотреть телевизор. В конце своей жизни Гарбо пристрастилась к просмотру картин со своим участием, но говорила о себе в третьем лице: "Она была хороша...".

"История моей жизни, – когда-то говорила Грета Гарбо, – это история о запасных выходах, боковых дверях, тайных лифтах и других способах входить и выходить так, чтобы меня не беспокоили". 25 апреля 1990 года перестало биться сердце великой актрисы. Это был первый день Пасхи, а согласно христианскому канону, умерший в Пасху заслужил особую любовь Бога.

Грета Гарбо умерла в Нью-Йорке, она хотела быть похороненной в Швеции, Стокгольме. Однако огромное количество юридических препятствий привело к тому, что урна с ее прахом девять лет хранилась в погребальной конторе в Нью-Йорке. Когда все формальности были улажены, и толпа поклонников знаменитой Греты Гарбо ждала своего кумира на кладбище в Стокгольме, племянница Гарбо перенесла дату похорон. Практически без посторонних похороны состоялись на следующий день. Одинокая при жизни, Грета Гарбо ушла в родную шведскую землю также одиноко.

Интересные факты


В честь 100-летия со дня рождения Греты Гарбо, в Германии 23 сентября 2005 года была выпущена почтовая марка с ее изображением.

Журнал "Premiere" поместил имя, Греты Гарбо на восьмое место в списке самых великих кинозвезд всех времен. Актриса также присутствовала на пятом месте в рейтинге легенд киноэкрана по версии Американского института кино.

Грета Гарбо никогда не давала интервью, не подписывала автографы, не присутствовала на премьерах своих фильмов, не отвечала на письма своих поклонников, за исключением тех лет, когда карьера актрисы только начиналась.

В 1951 году Грета Гарбо приняла американское гражданство.

Грета Гарбо полвека прожила в одиночестве в Нью-Йорке, избегая журналистов и выходя на улицу лишь в темных очках, закрывающих лицо. Все предложения о съемках в кино и вновь вернуться на экран она отвергала.

Несмотря на то, что о творчестве Греты Гарбо написано уже десяток книг, актриса так и осталась "таинственной Гарбо" — и от этого еще более манящей.

Единственной наследницей состояния Греты Гарбо, которое оценивалось в 20 миллионов долларов, оказалась ее племянница. Коллекция произведений искусства и мебель Греты Гарбо в 1990 году были выставлены на аукционе Сотби, что явилось событием национального масштаба.

Автор - L@d@ Cuts.

Источники информации:
"Грета Гарбо", статья, Георгий Скворцов, Журнал "7 дней", декабрь 2000 года.
"Грета Гарбо", статья, сайт "Википедия".
"Грета Гарбо (Greta Garbo)", статья, сайт "Кулички"
"Таинственная и прекрасная", статья, сайт "Женский журнал - Записки "дикой" хозяйки".
"Грета Гарбо. Скандинавский сфинкс", статья, Игорь Изгаршев, сайт "Аргументы И Факты".
"Грета Гарбо: снежная королева Голливуда", статья, Эдуард Пальцев, сайт "Аргументы И Факты".
"Я хочу быть одна", статья, Лариса Резникова, Артем Чернов, сайт "Независимая Газета".

Последние сообщения с форума

Сообщений не обнаружено.



  • Вконтакте
  • Facebook