Звезды голливуда и мирового кино

  • Главная
  • Подписаться на новости
  • Контакты
  • Поиск
Навигация:

Фото

Louis de Funes
(Луи Жермен Давид Louis Germain)
Луи де Фюнес

Дата рождения: неизвестно

Биография

31.06.1914, Курбевуайе, департамент Верхняя Сена, Франция - 27.01.1983, Нанта, Франция.


Французский актер, режиссер, сценарист

Лауреат почетной премии "Сезар" (1980)


Детство


Луи де Фюнес, настоящее имя Луи Жермен Давид, родился в Курбевуайе департамента Верхняя Сена 31 июня 1914 года. В то время главным развлечением местной детворы летом были самодельные качели из привязанной к дереву веревки и дощечки, чем и увлекался все свободное от школьных занятий будущий мэтр французской комедии.

Школьная пора будущего актера также прошла обыденно, без всяких великих жизненных событий. В школе Луи проявлял поразительную неспособность к точным наукам. Он просто любил подурачиться за спиной учителя. Однажды, когда Луи де Фюнес вздумал поиграть в благородного разбойника Зорро, он ловко набросил лассо на шею одного из своих приятелей, который чудом остался жив. После этого рассерженная мать отправила свое неугомонное чадо зарабатывать деньги.

Юноша часто менял трудовые профессии, кем и где он только не трудился: скорняк, бухгалтер, дизайнер, продавец, посыльный и даже тапер в притоне на площади Пигаль, где вместо зарплаты парень получал чаевые... В течение всей жизни Луи де Фюнес так и не смог забыть того унижения, которое испытал, когда призывная комиссия нашла его негодным к строевой службе. Причиной тому стал вес двадцатилетнего Луи: 55 кг при росте 1 м 64 см.

Творческая карьера великого актера началась еще в юношестве. В Куломмьерском колледже он исполнил роль сына полка армии Генриха IV в пьесе "Королевский индюк". Именно тогда Луи де Фюнес сумел заявить о себе как о яркой творческой индивидуальности. Рецензент отметил, что он "играл с огоньком".

Кинокарьера


С 1941 года Луи де Фюнес стал охотно посещать театральные курсы Рене Симона. А в 31 год он наконец-то дождался долгожданного кинодебюта, снявшись в 1945 году в фильме "Барбизонское искушение" режиссера Жана Стелли. Там будущий великий комик произнес всего одну лишь фразу...

Слава не торопилась посещать дом начинающего актера. Он сыграл сотни эпизодических ролей: открывал дверь, бросал реплику у стойки бара, заводил часы... Режиссеры не видели в нем большого актера. Да и коллеги не могли оценить по достоинству таланта де Фюнеса: одни считали, что он переигрывал, и жаловались, что на его фоне выглядели бледно, другие, наоборот, обвиняли в невыразительности.

Тем не менее, и свои небольшие кинороли актер пытался окрасить яркими характерными деталями, приобретая бесценный опыт создания комических образов. И те маленькие его киноэпизоды запомнились зрителям не одного поколения. Счастливой оказалась случайная встреча де Фюнеса со знаменитым режиссером Клодом Отан-Лара в начале 1950-х годов. Тот пригласил молодого актера отсняться в киноленте 1952 года "Невинные в Париже" вместе с признанными мастерами жанра – Габеном и Бурвилем.

Обладая чрезвычайно подвижной мимикой и темпераментом холерика, Луи де Фюнес легко превращал своих персонажей в живую карикатуру. Его гротескное воплощение слабостей и пороков, будь то лень в картине "Семь смертных грехов", снятой в1952 году, эгоизм в фильме 1953 года "Жизнь порядочного человека", тупость и высокомерие в киноленте "Капитан Болван", вышедшей на экраны в том же году, в итоге его старания были замечены и оценены по достоинству.

1954 год стал небывалым на роли для Луи де Фюнеса! Кого он только не играл: и ярмарочного торговца, и Цезаря, и портного, и комиссара, и полицейского. Актер заставлял зрителей хохотать до упаду. Удивительное мастерство позволило де Фюнесу наделять каждую роль подкупающим обаянием, выразительностью, необычайно живым темпераментом, привносить в нее озорную стихию игры.

И все же, прежде чем на актера по-настоящему обратили внимание зрители и критики, он снялся аж в 75-ти кинолентах! С каждым фильмом пополнялся список тщательно отработанных комических трюков, мимики, движений. В то же время таял и без того небогатый запас жизнерадостности Луи де Фюнеса. Вне работы актер в лучшем случае был задумчив, в худшем – раздражен.

Признание


Настоящим "счастливым билетом" для де Фюнеса стало исполнение роли мисье Каломеля, соседа главных героев, в мелодраматической комедии Ж.-П. Ле Шануа "Папа, мама, служанка и я". Этот образ привлек внимание знаменитого французского режиссера Ива Робера, который в 1958 году пригласил Луи де Фюнеса отыграть в фильме "Не пойман - не вор". Великий Робер смог в роли неунывающего браконьера Блеро по-настоящему открыть талант великого актера. Эта роль принесла актеру огромную популярность. Во Франции за нее он получил шутливое прозвище Фю-Фю, а за границей — Утенок Дональд.

Де Фюнес постепенно создавал образ импульсивного, раздражительного, вздорного, жестикулировавшего, кривлявшегося, коварного и вечно попадавшего впросак неудачника, а создав, решил не менять его на протяжении всей карьеры. "Зачем много говорить? Мимика красноречивее слов, - излагал он свое творческое кредо. - Я понял, что особенно смешон в гневе".

Когда герой де Фюнеса месье Каломель вновь появился на экранах в фильме-продолжении "Папа, мама, моя жена и я" в 1956 году, на счету актера было уже не менее десятка других комических ролей, снискавших популярность во Франции и за ее пределами. А потому этот фильм был обречен на небывалый успех.

В лице таких французских комиков, как Фернандель, Тото, Бурвиль, М. Симон Луи де Фюнес имел маститых, прославленных соперников. Однако, работав с ними в одном жанре, а иногда и в одном фильме, например в 1956 году с Бурвилем в кинокартине "Через Париж", в 1962 – с Фернанделем и Симоном в комедии "Дьявол и десять заповедей", в 1959 – с Тото в киноленте"Тото в Мадриде", де Фюнес не оставался в тени. Утверждению харизмы де Фюнеса способствовало и то, что к началу 1960-х в мировом кино возник повышенный интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора – родной стихии французского актера.

1960–е годы


1960-е годы дали великому французскому комику все, о чем он только мог мечтать. В первую очередь - большие, настоящие роли и, как следствие, большие, настоящие деньги. Оба эти обстоятельства приводили в восторг де Фюнеса, но он все же не смог избавиться от "комплекса бедности". В то время актер стал одним из самых часто снимаемых французских кинозвезд, в год принимал участие в трех-четырех фильмах, многие из которых признаны кинохитами.

Признанную и заслуженную славу принесла де Фюнесу трилогия о Фантомасе режиссера Андре Юннебеля. Это был пародийный римейк старого приключенческого киносериала 1913–1914 годов, в котором родилась лучшая комическая маска великого актера – комиссар Жюв – импульсивный, идиотически-бестолковый недомерок, изображающий из себя гения сыска и предводителя борьбы с инфернальным злом.

В фильмах "Фантомас", вышедшем в 1964, "Фантомас разбушевался", снятом в 1965, и "Фантомас против Скотланд-Ярда", увидевшем свет в 1966, Луи де Фюнес решительно затмил своими шутовскими эскападами и благородного журналиста Фандора, и самого Фантомаса, и профессора Лефевра, с блеском сыгранные роли именитым актером Франции - Жан Маре, и его невесту Элен, она же очаровательная Милен Демонжо. И, что примечательно, по настоянию Луи де Фюнеса, сын великого комика Оливье де Фюнес, дебютировал в ленте в небольшой роли племянника Элен.

И все же, было очевидно, что при всех своих отрицательно-карикатурных чертах, именно герой Луи де Фюнеса вызвал наибольшую симпатию зрителя. Режиссером планировалось снять десять серий знаменитой трилогии, но из-за не слишком большой популярности заключительного фильма "Фантомас против Скотланд-Ярда" идея на этом была закрыта.

Когда кассовый и художественный потенциал сюжетов о Фантомасе был исчерпан, творческий взлет Луи де Фюнеса нашел продолжение в целом ряде других комедий. Национальными чемпионами по кассовым сборам стали снятая в 1964 году комедия "Разиня" и киноленты 1966 года "Большая прогулка", где великий кинокомик сыграл в дуэте с знаменитым Бурвилем. И мелодраматическая комедия "Ресторан господина Септима", в которой партнерами знаменитого паяса стали его сын Оливье де Фюнес и Бернар Блие. Эти фильмы на протяжении нескольких десятилетий оставались самыми популярными во Франции.

В 1967 году свет увидела экранизация пьесы К. Манье "Оскар". Луи де Фюнес не только сыграл главную роль в этой картине, но и стал автором сценария. В фильме был небольшой эпизод, когда де Фюнес не говорил ни слова. "Играли" только его лицо и руки. Его пальцы танцевали на чемоданчике с драгоценностями, физиономия тоже плясала от радости, а со зрителями в то время происходило что-то страшное. В зале в эти мгновения стоял общий стон. Смеяться уже не было сил, щеки и губы онемели, живот свело, кое-кто уже сучил ногами, а пальцы Луи все скакали…

В 1968 году Фюнес был признан лучшим актером Франции, поскольку был актером не представления, а переживания, который не столько играл своих персонажей, сколько становился ими. По размеру гонораров в 2,5 млн. франков за фильм он превосходил всех своих коллег. Критика, однако, считала его пошлым и вульгарным. Любить же фильмы "паяца и придурка" было плохим тоном.

В 1968 – 1969 годах актер отметился ролями в фильмах "Татуированный", "Пик - Пик", "Маленький купальщик" и комедии Эдуардо Молинаро "Замороженный", в которой партнерами де Фюнеса стали Мишель Лонсдаль и Клод Женсак. По сюжету этой картины человек пролежал подо льдом почти 65 лет. Главным героям комедии оставалось только одно — похитить размороженного, вот тут и начались все приключения героя Луи де Фюнеса.

К концу 1960-х годов в карьере де Фюнеса наметились первые признаки спада.
Кроме того, со смертью в 1970 году несравненного Бурвиля он потерял своего лучшего партнера, сердечного друга… Попытки найти равноценную замену, в том числе в лице сына Оливье, в кинолентах "Большие каникулы", "Замороженный", "Человек-оркестр","На древо взгромоздясь" не увенчались успехом. Великий артист, непревзойденный комик французского кино все с меньшим успехом эксплуатировал свою излюбленную маску эксцентричного и самовлюбленного простофили.

1970–е годы


И все же в начале 1970-х годов Луи де Фюнес продолжал плодотворно работать, получая приглашения от режиссеров. На экраны вышли несколько фильмов с его участием: в 1970 году музыкальная комедия Ж. Уриа "Человек-оркестр", в 1971 году – картины "Мания величия" и "На древо взгромоздясь", а в 1973 – кинолента "Приключениях раввина Якова". В них он создал целую галерею ярких и разноплановых образов, каждый из которых по достоинству был отмечен и критиками, и фанатами великого Луи де Фюнеса.

Но в 1975 году знаменитый актер пережил сразу два инфаркта. Его здоровье резко ухудшилось. Он бросил кино и начал заниматься огородничеством и выращиванием роз. Постепенно перестали приходить и приглашения сняться в той или иной картине. Тогда Луи де Фюнес просто обиделся на весь мир. Характер комика испортился окончательно, и этот период стал тяжким испытанием для его близких. Однако полученный вскоре звонок от Клода Зиди с предложением сняться в фильме "Крылышко или ножка" стал для актера настоящим спасением. Его жизни как раз требовался серьезный толчок, без которого она могла бы просто закатиться.

Сначала комик фыркал и отказывался от роли, но Зиди знал, что делал. В конце концов, Луи де Фюнес вернулся. Он убедился в том, что его нишу никто не занял, и продолжил работу, - хотя уже без прежнего исступления. В последующие несколько лет актер снялся еще в нескольких картинах, среди которых были в основном продолжение приключений его любимых ролей - жандармов. Фильм "Жандарм в юбке" стал последним в кинокарьере Луи де Фюнеса. В роли капрала Крюшо актер был просто удивителен.

Дружба с режиссером Жаном Жиро


В 1982 году на съемках фильма "Жандарм и жандарметки" скончался Жан Жиро, любимый режиссер де Фюнеса. Картину закончил его ассистент. Для комика эта смерть стала не только ударом, но и своеобразным сигналом. "Скоро и мне в путь", - думал де Фюнес. Много в его жизни было связано с этим режиссером. В творческом плане Жиро был особенно близок к великому актеру. В основном благодаря этому режиссеру в де Фюнеса влюбились зрители.

"Один лишь пшик", "Большие каникулы", "Скупой", "Суп с капустой" и шесть фильмов о похождениях жандарма Крюшо из Сен-Тропеза, снимавшиеся на протяжении двадцати лет, - самые известные их совместные работы.

Личная жизнь


Луи де Фюнес был довольно таинственным человеком: чистым аристократом, любившим собственную и единственную жену, удившим рыбу и выращивавшим розы. Ненавидел шумной, обыденной жизни. Он словно жил в собственном мире, к которому старался, чтобы никто не притрагивался.

Со своей будущей женой Жанной Бартоломьи де Фюнес познакомился на курсах актерского мастерства Рене Симона. Романтичная девушка, знавшая наизусть всего Лафонтена, происходила из почтенной семьи, гордившейся родством с писателем Ги де Мопассаном. Великий актер был примерным супругом, но изводил жену приступами ревности.

Де Фюнес любил свой замок Селлье на западе Франции. Он был азартным садовником, занимался разведением роз, один из сортов которых назван его именем. У него был и свой фруктовый сад с огородом. Актер гордился тем, что никогда не применял химикаты: "Моих яблок хватит всем - и мне, и червям". Другим его увлечением было пчеловодство...

Луи не был мизантропом, но от одиночества никогда не скучал. "Я человек невеселый, - признавался де Фюнес в конце жизни, - и валяю дурака на экране, чтобы избавиться от тоски". Пережив два инфаркта, он мрачно шутил, что лучшей его картиной станет комедия о собственных похоронах.

Луи де Фюнес умер 27 января 1983 года на 69-м году жизни во французском городе Нант.

Интересные факты


После себя де Фюнес оставил двух сыновей: Оливье, который пробовал свои силы в кино, но стал летчиком-пилота авиакомпании "Эр Франс", и Патрика, врача по профессии.

В списке 100 величайших деятелей Франции, которую возглавляет генерал де Голль, Луи де Фюнес занимает почетную 17-ю строчку.

Ходили слухи о его любовных похождениях, однако все завистники великого комика столетия цитировали реплику Катрин Денев: "Ни одна женщина не ляжет в постель с этим карликом".

Как многие комики, он страдал от комплексов. "Я такой же робкий, как и в начале моей карьеры, - утверждал де Фюнес. - Чуть что не так, я сразу краснею, покрываюсь потом и начинаю заикаться. Я агрессивен в силу своей стеснительности. А в своей застенчивости я монстр".

Картины "Большая прогулка" и "Разиня" были просмотрены более чем двумя миллионами телезрителей со всего мира.

Фильмы с участием де Фюнеса во французских кинотеатрах посмотрели 150 миллионов зрителей. Гонорары неказистого "паяца" были выше, чем у неотразимого кинолюбовника Алена Делона.

Автор – Squirrel.

Источники информации:
"Большая прогулка инспектора Жюва", статья, сайт "Известия", июль 2009 год.
"Несносный Луи", статья, Валерий Девяткин, сайт "АиФ".
"Одолел Фантомаса", статья, сайт "Известия".
"Луи де Фюнес", статья, сайт "Википедия".
"Луи де Фюнес", статья, "Энциклопедия Кино Кирилла и Мефодия", версия 2002 года.

Последние сообщения с форума

Сообщений не обнаружено.



  • Вконтакте
  • Facebook