Звезды голливуда и мирового кино

  • Главная
  • Подписаться на новости
  • Контакты
  • Поиск
Навигация:

Фото

Marlene Dietrich
Марлен Дитрих
(Мария Магдалене фон Лош)

Дата рождения: 27 декабря 1901
Дата смерти: 06 мая 1992

Биография

27.12.1901, Берлин, Германия – 06.05.1992, Париж, Франция.


Немецко-американская актриса

Награждена американской Медалью Свободы (1944)
Награждена орденом "Почетного Легиона" (1950)


Детство, юность


Марлен Дитрих, настоящее имя Мария Магдалене фон Лош, родилась 27 декабря 1901 года в берлинском районе Шенеберг в семье офицера полиции Луи Эриха Отто Дитриха и его жены Иоханны Фельзинг. До 1918 года Марлен посещала среднюю школу в Берлине. Параллельно Марлен Дитрих училась игре на скрипке у профессора Дессау. В 1919 — 1921 годах будущая звезда занималась музыкой в Веймаре у профессора Роберта Райца, но из-за болезни кисти была вынуждена забыть о музыкальной карьере.

Да и школа девушку никогда не интересовала, и она забросила учебу задолго до получения аттестата зрелости. Впрочем, и пустышкой она не была никогда. Еще будучи школьницей Марлен Дитрих написала в альбоме подруги: "Счастье, в конце концов, приходит к усердным". Это то и стало ее жизненным кредо.

С детства Дитрих стремилась к шоу-бизнесу. С ранних лет девушка обожала две вещи — музыку и кино. Так, разузнав адрес кинозвезды начала века Хенни Портен, Марлен каждый день приходила под ее окна и играла для нее серенады на скрипке. Затем устроилась в оркестр местного кинотеатра, из которого была вскоре уволена, так как по мнению дирижера, девушка отвлекала музыкантов своими потрясающими ногами.

Начало карьеры


Ноги Марлен покоряли не только оркестрантов. Вскоре им стал поклоняться весь мир. А пока, устроившись в один из театров, Дитрих выходила на сцену, а после спектаклей "ложилась и делала велосипед". В свободное от постановок время снималась в рекламе колготок. И вокруг Дитрих родился первый слух — ее ноги застрахованы на 1 миллион марок!

В 1920 году, приняв псевдоним Марлен Дитрих, актриса выступила в ревю "Девушка Тильшера", и вскоре увлечение переросло в профессию. Спустя год она стала посещать актерскую школу-студию Макса Рейнгардта. С 1922 года Марлен исполняла роли второго плана в различных берлинских театрах. Впрочем, поначалу ее сценические успехи были весьма сомнительны, поскольку в течение 20-х годов Марлен доставались роли в исключительно слабых спектаклях.

17 мая 1923 года Дитрих вышла замуж за администратора кинопроизводства Рудольфа Зибера, а в декабре 1924 года у них родилась дочь Мария, но через год Марлен возобновила работу. Вопреки современному мнению, актриса не пользовалась особой популярностью: ростом 165 сантиметров, полная, с плоской грудью и мужскими повадками, она не блистала красотой.

Дебютная роль очаровательной Катрин в ленте "Младший брат Наполеона", вышедшей на экраны в 1923 году, позволила молодой актрисе заявить о себе как о яркой творческой индивидуальности. Правда, картина не стала для Марлен Дитрих судьбоносной. Этот сложный и весьма нетрадиционный фильм был разгромлен критикой. Да и сама актриса, увидев себя на экране, воскликнула: "Боже, я выгляжу как волосатая картофелина".

Начинающая актриса познакомилась со звездой кабаре Клер Вальдофф, которая научила Марлен очаровывать публику песней, не обладая при этом значительным голосом. В 1928 году прошли первые записи песен Марлен Дитрих на пластинки вместе с ансамблем ревю "Это витает в воздухе". Из-за отношений с Клер, не делавшей секрета из своей любви к женщинам, о будущей кинодиве стали поговорить тоже не очень лестно. Она открыто вращалась в бисексуальных кругах Берлина, на публике появлялась во фраке и с моноклем. И все же, пока Марлен была лишь "одной из"…

Кинокарьера


На съемочную площадку Марлен Дитрих пришла ради заработка. Свои первые кинопредложения она получила в 1923 году на второстепенные роли, порой совсем незаметные, без указания в титрах. Фильмы, где Марлен мелькала в эпизодах, следовали один за другим. В отличие от большинства хорошеньких женщин она вовсе не считала себя прирожденной актрисой. К тому же, в начале своей карьеры актриса снялась в 18 исключительно провальных кинокартинах. В том числе: в "Мужчине у дороги" и "Любите жизнь" в 1923 году, "Мадам не хочет детей" 1926, "Кафе "Электрик", "Дюбарри сегодня" и "Выше голову, Чарли", снятых в 1927 году, а также "Корабль потерянных душ" и "Женщина, которая желанна" в 1929 году.

Судьбоносной для Дитрих стала встреча с известным режиссером фон Штернбергом в одном из кафе, в котором молодая актриса сидела в перерыве между съемками очередного пустячкового фильма "Я целую вашу руку, Мадам", представленного на суд зрителей в 1930 году.

"Голубой ангел"


Режиссер как раз искал исполнительницу на главную роль в своем новом фильме "Голубой ангел" и решил попробовать Марлен. Он пригласил ее исполнить роль Лолы в картине, вышедшей в прокат в 1930 году. По сценарию ленты актриса должна была появиться на съемочной площадке в мужском костюме. Дитрих сыграла так, как представлял режиссер. Для Америки это было шоком. Впрочем, не только для нее. Такого сногсшибательного успеха, который имел впоследствии фильм во всем мире, не ожидал никто!

Драма "Голубой ангел" рассказала о нелепой любви школьного учителя и певички кабаре, в результате которой уважаемый педагог, покоренный очарованием Лолы из притона "Голубой Ангел", постепенно превратился в шута. Лола - классический пример роковой женщины, которая соблазняла мужчин. Картина снималась в Германии. Партнерами Марлен Дитрих стали Эмиль Яннингс и Курт Герон. Благодаря сильному актерскому составу фильм был обречен на успех.

Во время премьеры зал встретил вышедшую на поклон звезду громовыми аплодисментами. "Штернберг всколыхнул океан, и из вод вышла женщина, которой суждено было очаровать мир", - писали критики. Лола была далеко не близкой ролью Дитрих в кино, но именно она принесла актрисе мировую славу и голливудский контракт.

После "Голубого ангела" о Марлен писали преимущественно как о "характерной актрисе", с ярким темпераментом и открытой, броской манерой игры. Успех объяснялся не только привлекательностью нового типа современной сексуальной женщины – вамп или внешними данными Дитрих. Ее Лола олицетворяла вызов, брошенный человеческим "подпольем" миру, который вместе с моралью прошлого отбросил и духовные ценности.

Голливуд


После премьеры "Голубого ангела", решившись подписать контракт с американской кинокомпанией "Парамаунт", Марлен Дитрих прибыла в Голливуд, которой принял заморскую актрису не сразу. Лучшие дизайнеры, стилисты и фотографы с ножницами, завивочными щипцами, вспышками и объективами тут же приступили к выкраиванию неповторимого имиджа Марлен Дитрих.

Ее первый американский фильм "Марокко", снятый Джозефом фон Штернбергом в 1930 году, имел огромную кассу, пластинки с хрипловатым голосом Марлен расходились бешеными тиражами. Фильм стал одним из самых громких проектов 30-х годов, вознеся как режиссера, так и Марлен Дитрих вместе с Гари Купером, сыгравших главные роли, на новые вершины популярности. Новый облик актрисы поразил всех, кто знал ее раньше. Тщательно уложенная волна платиновых волос, тонкие полукружья взметнувшихся вверх бровей, мерцавший блеск глаз, впалые щеки придали лицу Дитрих выражение скорбного и загадочного удивления. На смену имиджу невинного ангелочка пришел образ роковой женщины, страдавшей от любви и заставлявшей страдать других. В основе картины сюжет о том, как молодой легионер Том Браун увидел в ресторане певичку Эми Жолле и влюбился в нее. Лента стала классикой мирового кино, устаревшая визуально, но не в смысловом наполнении.

В начале 30-х годов Дитрих парила над Голливудом на крыльях славы после триумфа в фильме "Марокко". Она купила себе дом – роскошную виллу, обитую изнутри белым мехом. Режиссеров и продюсеров она обычно принимала в пеньюаре, "который просвечивал все, кроме амбиций".

"Шанхайский экспресс"


Роковая женщина и странница с большой дороги, деревенская девушка и красная императрица, дешевая певичка и аристократка - все это Марлен Дитрих в своих ранних фильмах "Обесчещенная", "Шанхайский экспресс", "Белокурая Венера", "Песнь песней" и "Кровавая императрица". Женщина, завораживавшая миллионы, идеал, задающий тон, отточенная элегантность. В мелодраме "Шанхайский экспресс" вместе с Марлен в 1932 году снялись Ди Клив Брук и обворожительная Анна Мэй Вонг. В фильме рассказывалось о путешествии из Пекина в Шанхай, внезапно прерванном разбойным нападением.

Темой картины стало лицо Дитрих, на котором разыгралась бесконечная серия вариаций, контролируемая игрой света и тени. Создавала его актриса из своих нервов, своей фактуры, пластики, что-то меняя, заново придумывая, дорисовывая свою героиню, но уже актерскими средствами. Декорации фильма были возведены в студии и демонстрировали вымышленный, нереальный Китай. Образ Марлен Дитрих как "типичной жительницы Шанхая" тоже невероятен. Картиной правила киномагия, и поэтому фильм действительно воспринимался как нечто уникальное.

Партнерами же Марлен Дитрих в драме "Кровавая императрица", снятой в 1934 году Джозефом фон Штернбергом, стали Джон Лодж и Сэм Джаффе. Фильм повествовал о том, как юная принцесса София приехала в Россию, чтобы выйти замуж за сына императрицы Елизаветы Петровны, слабоумного цесаревича Петра… Дитрих – артистка королевской стати, необыкновенного сценического обаяния. Она сумела в хрестоматийной роли Екатерины II создать образ сильной, яркой и очаровательной женщины на все времена. Она игрива, кокетлива, капризна и склонна к авантюре, но главное в ее героине – подлинная, а не ханжеская чистота и достоинство человека.

Комедия "Дьявол - это женщина", вышедшая на широкие экраны в 1935 году, стала последней совместной работой Дитрих с режиссером фон Штернбергом. В съемках также приняли участие Лайонел Этуилл и Эдвард Эверетт Хортон. По сюжету богатый испанский кабальеро дон Паскуале, вспоминая свою жизнь в кафе, пытался предостеречь своего молодого знакомого…

На вершине Олимпа


Шесть фильмов, которые Марлен сняла в Голливуде со Штернбергом, принесли ей всемирную известность. И в них она оставалась сама собой намного глубже, чем те роли, которые она играла: обольстительная, чувственная, ироничная, мудрая и всегда неповторимо женственная. Удивительное мастерство позволило актрисе наделить каждую роль подкупающим обаянием, выразительностью, необычайно живым темпераментом, привнести в нее озорную стихию игры.

Ежегодно на экраны выходили киноленты с участием Марлен. В ее обширной фильмографии обнаруживались образы столь разные, что они никак не выстраивались в раз и навсегда принятое амплуа актрисы в картинах "Я любила солдата", "Сады Аллаха", фильме Фрэнка Борзажа "Желание", появившихся на экранах в 1936 году, "Рыцарь без лат" и "Ангел", снятых в 1937.

Умная, самокритичная, способная к острому юмору, Марлен Дитрих явила себя актрисой достаточно широкого диапазона, пытаясь выступать в фильмах различных жанров и в совершенно разных ролях. Причем каждую из них актриса воплощала со свойственными ей точностью, безупречным вкусом, чувством стиля и жанра.

На голливудский Олимп Дитрих вернула главная роль в вестерне Джорджа Маршалла 1939 года "Дестри снова в седле" по роману Макса Брэнда, который был экранизирован трижды: в 1932, 39 и 54 годах. В этой версии классическая история рассказана искусно, но в совершенно ином духе, нежели роман в поистине звездной команде, помимо Марлен на экране появился несравненный Джеймс Стюарт.

Фашистская Германия


Гитлер, пришедший к власти в Германии, мечтал видеть всемирно известную кинодиву среди своих верноподданных. Он послал за ней Геббельса, приказав любой ценой вернуть актрису на родину.

Марлен Дитрих – была не просто звездой, умело раскрученной голливудскими продюсерами. Это и прекрасная актриса, много работавшая над собой, и талантливая певица. Она, не задумываясь, отказалась в 1937 году от престола "королевы немецкой киноиндустрии", обещанного Геббельсом. Дитрих была антифашисткой, и на предложения представителей третьего рейха вернуться в Германию, ответила: "Я не ношу коричневого". В 1939 году Марлен Дитрих получила американское гражданство и затем активно выступала в поддержку американских солдат на фронтах Второй Мировой войны.

Продолжение карьеры


В последующие несколько лет актриса снялась в ряде лент: "Семь грешников", вышедшей в прокат в 1940 году, "Энергия" и "Красотка Нового Орлеана", увидевших свет в 1941 году, а также фильмах 1942 года "Так хочет леди", "Питтсбург" и "Негодяи". В романтической комедии "Красотка Нового Орлеана", снятой Рене Клером, партнерами Дитрих стали очаровательный Брюс Кэбот и незабываемый Роланд Янг.

С марта 1943 года в течение трех лет Марлен Дитрих выступала с антинацистскими программами по радио и выезжала на передовую с концертами для солдат и офицеров. В этот период, не получая сколько-нибудь значительных ролей, она вернулась на эстраду и имела грандиозный успех в шоу, объединившем ее наиболее популярные песни многих лет. Кинозрителю актриса известна также по кинолентам "Следуя за парнями", "Кисмет", "Мартин Руманьяк", "Золотые серьги", "Зарубежный роман", "Страх сцены", "Нет пути", снятых в 40 – начале 50 годов XX века.

В главных ролях мелодрамы "Золотые серьги", вышедшей в прокат в 1947 году, снялись Рэй Милланд, Марлен Дитрих, Мервин Вай и Брюс Лестер. По сюжету картины шел 1945 год. На борту самолета, следующего рейсом из Лондона в Париж, полковник Ральф Денистоун рассказал интереснейшую историю о том, как однажды при побеге в чаще леса он встретил одинокую цыганку — женщину удивительных способностей и красоты. Она помогла ему спастись от погони, предложив переодеться цыганом, проколоть уши, вставить серьги и ночевать вместе с ней в кибитке…

1950-е годы


Драма "Нет пути", снятая в 1951 году, повествовала о том, как в Королевском авиационном исследовательском центре Великобритании велись разработки самолета с оригинальным строением хвоста. Для работы над проектом был приглашен специалист по металлам – Скотт. На борту самолета ученый познакомился со знаменитой киноактрисой Моникой Тисдэйл… В съемках фильма помимо Марлен приняли участие мировые знаменитости Джеймс Стюарт и Глайнис Джонс.

В 1953 году в Лас Вегасе Дитрих начала новую успешную карьеру в качестве певицы и конферансье. Помимо этого она вела радиопередачи и писала статьи в гламурные журналы. На экране Марлен появлялась все реже, при этом сама выбирала роли и снималась в мелких сценах за большие деньги. На вопрос, почему так редко снималась, актриса отвечала довольно просто: "Предложения, конечно же, поступали, но когда фильм выходил, благодарила бога, что не играла. Роли то и хорошие, другое дело - чем они оборачивались на экране. Это ты, а рядом с тобой стоит нечто, что может тебя испачкать".

Неожиданными красками и новизной характера поразила зрителей работа Дитрих в фэнтези "Вокруг Света за 80 дней" 1956 года. В фильме также снялись Дэвид Найвен, Кантинфлас и Роберт Ньютон. Шел 1872 год. Предельно пунктуальный Филеас Фогг заключил пари на 20000-фунтов с несколькими коллегами из Лондонского клуба, настаивая на том, что он сможет объехать вокруг земного шара за 80 дней…

Великая актриса поразила силой и интеллигентностью трактовки своих героинь и в фильмах "Свидетель обвинения", "История в Монте-Карло", вышедших в прокат в 1957 году, "Печать зла", увидевшем свет в 1958 году.

1960-е годы


В драме Стэнли Крамера "Нюрнбергский процесс", снятой в 1961 году Марлен была просто удивительной. В картине использована музыка Эрнеста Голда, Норберта Шульце, Людвига ван Бетховена. А партнерами Дитрих стали знаменитые мэтры кино Спенсер Трэйси, Берт Ланкастер и Ричард Уидмарк. Фильм повествовал о напряженной драме, сосредоточенной вокруг судебного разбирательства нацизма. Роль в художественном фильме 1964 года "Париж под дождем" была менее удачной для актрисы.

В эпизодах киношникам Марлен вскоре стала неинтересна. "Какая Дитрих? Это уже история", — рассуждали продюсеры. И Марлен начала свое турне по Европе. В 1960 году она приехала с гастролями в ФРГ, где ей отказали в гостеприимстве вследствие ее позиции в период Второй мировой войны.

В 1963 году с огромным успехом прошли ее концерты в Советском Союзе. В Москве она выступала в Театре эстрады, попасть в который можно было с большим трудом. На концерте в Ленинграде певица опустилась на колени перед Константином Паустовским. Растерявшийся писатель не знал, как реагировать. А 62-летняя красавица призналась, что у нее русская душа и она преклоняется перед всем русским.

Последние работы


В 1975 году в результате несчастного случая в Австралии Марлен получила перелом шейки бедра. После этого она постепенно закончила свою карьеру. В конце 70-х годов снявшись в своих последних фильмах: "Прекрасный жиголо" вместе с непревзойденным Дэвидом Боуи и ослепительной Сидни Роум и "Просто Жиголо". Марлен удалилась на покой, стала затворницей в своей парижской квартире. В то время ей было 78 лет, и она не хотела, чтобы ее видели старой.

Великая актриса не любила рассказывать о себе и почти не давала интервью. Исключением стали лишь последние годы жизни, когда Марлен было нечем платить за квартиру, и, будучи под угрозой выселения на улицу, она за 20 тысяч долларов согласилась пообщаться с представителями прессы.

Мозаика образа Марлен Дитрих составлена из разноцветных стеклышек "прусского стиля" и игривой французской элегантности, из строгой классики "деловой Америки" и вычурной роскоши подиума. Она ввела моду на брюки, ее появление в мужской одежде было, безусловно, веянием времени, жестом эмансипации.

Дитрих любила шокировать. Она делала вид, что ей нет никакого дела до реакции публики. На самом же деле это была игра. Марлен не могла без зрителей и была актрисой до глубины души. Задолго до пластических хирургов она собственноручно делала подтяжку лица при помощи пластыря и умела выглядеть шикарно в любом гриме - потому что в любом образе играла саму себя, Марлен Дитрих. Сейчас ее драматическое дарование публика считает столь же безоговорочным, сколь ее красоту и манящую сексуальность.

Марлен Дитрих давно превратилась в легенду. Женщины подражали ее манере одеваться. Ее романы привлекали всеобщее внимание. После смерти актрисы интерес именно к этой стороне ее жизни еще больше возрос.

В 1984 году Максимилиан Шелл снял документальный фильм "Марлен", в котором Дитрих присутствовала за кадром. А после смерти легенды мирового кинематографа на широкие экраны вышли документальные ленты "Биография" в 1987 году, "Американское приключение" - в 1988, "Прекрасная и ужасная жизнь" - в 1993, "Семья Манн - столетний роман" - в 2001 и "Узник рая" - в 2002 году, рассказавшие интересные и неизвестные факты из жизни Марлен Дитрих.

Личная жизнь


Кстати, о личной жизни актриса не любила рассказывать. Наверное потому, что она была слишком бурной… Будучи женой Рудольфа Зибера, Марлен Дитрих заводила много любовных романов и хранила в своей шкатулке подаренные ей обручальные кольца. Несмотря на то, что супруги прожили вместе лишь первые 5 лет замужества, они никогда не разводились.

В 1975 году в результате несчастного случая в Австралии Дитрих получила перелом шейки бедра и закончила актерскую карьеру. Последние 13 лет жизни Дитрих провела в своей квартире в Париже, поддерживала связь с внешним миром только посредством телефона.

Выпить Марлен Дитрих любила всегда. В перерывах между песнями она заходила за кулисы и делала по глотку шотландского виски или шампанского. Однажды она не рассчитала свои силы, и, излишне приложившись к виски, споткнулась и упала в оркестровую яму. Но переломы были для нее делом привычным. Поднявшись на сцену, Дитрих со сломанным плечом допела концерт. Врачам она неизменно отвечала: "Я пережила две мировые войны. Неужели меня остановит какой-то перелом?"

Марлен доживала жизнь в Париже в полном одиночестве. В ее квартире было две "специальные" стены — стена мертвых с фотографиями мужа, друзей, любовников и любовниц. И стена наград, на которой Дитрих повесила французский орден Почетного легиона и американскую медаль Свободы. Из кинематографических премий она была только лауреатом "Тони".

О том, что Дитрих прикована к постели, стало известно только после безуспешных попыток домовладельцев выселить актрису из квартиры, а один из ее друзей был вынужден обратиться к властям. До этого Марлен, всегда сама отвечавшая на телефонные звонки, выдавала себя за собственную домработницу и сочиняла, что хозяйка за рулем собственного авто уехала в аэропорт.

Единственный, с кем актриса общалась перед смертью, был писатель Ален Боске. "Я так боюсь одиночества, — говорила она ему. — Но это единственное доказательство моей независимости".

В своих старых фильмах Дитрих смотрела только титры и вспоминала имена мужчин, которые ее обнимали. В мемуарах она напишет, что "в мужчине ей нравилось только две вещи — руки и губы. Все остальное — приложение". Жан Кокто называл ее "самой восхитительной и самой ужасной женщиной, которую он когда-либо знал". Сама Марлен была человеком без пола — и мужчиной, и женщиной одновременно. Она одинаково любила Ремарка и Пиаф, Габена и Зорину.

Дитрих думала о смерти без страха. "Надо бояться жизни, а не смерти". Когда Стивен Спилберг прислал ей в подарок свою афишу с признанием в любви, она отослала ее дочери: "После моей смерти продашь на аукционе. Мертвая я буду стоить дороже. И ни в коем случае не плачьте, когда я умру. Оплакивайте меня сейчас".

Умерла актриса внезапно, сразу после ухода врача, подтвердившего, что она здорова. Во Франции в этот день открывался Каннский кинофестиваль, символом которого была провозглашена Марлен. Говорили, что Дитрих сама срежиссировала свою смерть, отказавшись от еды. "Весь Париж увешан афишами с моим лицом. Пришло самое время, вновь выйти на сцену". Последняя ее формулировка счастья звучала так: "Счастлив тот, о ком помнят". 6 мая 1992 года Марлен Дитрих скончалась в Париже. Похоронена актриса в Берлине.

Интересные факты


Официально будущая кинодива появилась на свет в 1901 году, хотя накануне своего девяностолетия она попыталась доказать, что на самом деле родилась на четыре года позже.

Марлен Дитрих носила туфли только ручной работы и никогда не надевала босоножек, поскольку считала, что открытые пальцы ног - вульгарность для плебеев! Она обожала строгий стиль, который смягчала мехами.

Самыми известными любовными отношениями Дитрих были романы с немецким писателем Ремарком и французским актером Габеном.

В 1960 году Дитрих приехала с гастролями в ФРГ, где ей отказали в гостеприимстве вследствие ее позиции в период Второй мировой войны.

В списке самых популярных и кассовых актрис Голливуда ХХ столетия ей отводилось 137-е место.

Последние 13 лет своей жизни, 12 из которых актриса была прикована к постели, Дитрих провела в своем особняке в Париже, поддерживая связь с внешним миром только с помощью телефона.

Марлен Дитрих увековечена на марке ФРГ.

Автор – Squirrel.

Источники информации:
"Марлен Дитрих", статья, "Энциклопедия Кино Кирилла и Мефодия", версия 2002 года.
"Марлен Дитрих", статья,сайт "Википедия".
"Марлен Дитрих: Формула счастья", статья, Игорь Оболенский, сайт "АиФ", июль 2007 года.
"Марлен Дитрих:новая сенсация в канун столетия", статья, сайт "MigNews.COM".
"Голубой ангел", статья, Анна Ефремова, сайт "Работница".
Статья: "Роковая звезда Марлен Дитрих", статья, Анна Линдберг, сайт "YTPO.RU".
"Орхидея из стали", статья, Александр Светловский, сайт "АИФ".
"Жизнь и тайны великой Марлен Дитрих", статья, "rian.ru", сайт "РИА "Новости"

Последние сообщения с форума

Сообщений не обнаружено.



  • Вконтакте
  • Facebook