Звезды голливуда и мирового кино

  • Главная
  • Подписаться на новости
  • Контакты
  • Поиск
Навигация:

Фото

Nagisa Ōshima
Нагиса Осима

Дата рождения: 31 марта 1932
Дата смерти: 15 января 2013

Биография

31.03.1932, Окаяма, Япония – 15.01.2013, Канагава, Япония.


Японский режиссер, сценарист.

Лауреат премии Каннского кинофестиваля (1978).


Начало пути


Нагиса Осима родился 31 марта 1932 года в японском городе Окаяма в семье гражданского служащего. Учился Осима на юридическом факультете в престижном университете Киото, где принимал активное участие в прогрессивном студенческом движении, за что и заслужил прозвище Красный Студент. По окончании университета парень отправился в Токио, Узнав о наборе кадров на «Сетику», юноша после окончания университете отправился в Токио и принял участие в конкурсе. Так ничего не зная о кино, в апреле 1954 года Нагиса Осима стал ассистентом режиссера.

Кинокарьера


Один из столпов «новой японской волны» Нагиса Осима едва ли не самый противоречивый кинематографист страны восходящего капитализма, начал свой творческий режиссерский путь в 1959 году с трилогии о молодом поколении «Улица любви и надежды», которое всеми силами пыталось выжить в исковерканном Второй мировой войной обществе.

Оператор стал Хироси Кусуда, а в главной роли снялась Юко Мотидзуки, неоднократно снимавшаяся у Кэйскэ Киноситы. Стиль картины о молодых преступниках отражало ее тему — тему жестокости. В сюжете не было ни одной сцены, освещенной солнцем, а красный закат напоминал текущую кровь. Энергичный монтаж, натуралистический показ насилия и жестокости, откровенные любовные сцены — все это было новым и необычным в кадре.

Наибольшего размаха пессимистичная, почти мизантропическая драматургия Нагисы Осимы достигла в заключительной части этого триптиха —»Похоронах солнца» 1960 года.

«Похороны солнца»


«Похороны солнца», как и многие другие произведения мировых «новых волн» гораздо более красноречивы были в тех эпизодах, где не произносилось ни слова. Под гитарный аккомпанемент некогда величественный, а далее униженный и оскорбленный народ предстал сборищем мелких и мелочных головорезов, эдакой жалкой пародией то ли на бравых ковбоев, то ли на суровых якудза.

Камера оператора настойчиво показывала, как раз за разом заходило за полуразвалившиеся здания трущоб красное японское солнце, словно добровольно хоронившее себя, чтобы скрыться от позора и жути наступивших бесчеловечных времен.
В главных роляхпрофессионально, талантливо сыграли Масахико Тсугава и Исао Сасаки.

«Тьма и ужас»


Чрезвычайно плодовитый в 1960 годы, Нагиса Осима, в новом десятилетии снял всего два фильма. После фильма «Церемония» и нескольких лет работы на телевидении Нагиса Осима неожиданно потряс все кинематографическое сообщество своими новыми работами: «Империя Чувств» и «Империя страсти».

«Империя чувств»


Фильм «Империя чувств» получился на редкость откровенным и буквально разделил зрителей на два лагеря. Критики и руководители фестивалей не желали пропускать в свою конкурсную программу столь эпатажный фильм, а зрители наоборот охотно называли фильм революцией в жанре эротического кино. «Империю чувств» запрещали и цензурировали, однако небывалая популярность картины у зрительской массы, благоприятные отзывы критиков и скандалы не только обеспечили фильму участие в Каннском Фестивале, но и наградили ленту лаврами гениальной классики.

Эпатажно и страстно Нагиса Осима отразил эротические сцены на экране, поэтому весь сюжет фильма представлял собой почти беспрерывную цепочку постельных сцен, которые следовали одна за другой. Актеры Тацуя Фудзи, Эйко Мацуда, Аои Накодзима не имитировали, а реально занимались сексом, немалое количество, раз показывали половые органы актеров крупным планом.

После небывалого скандального «успеха» «Империи чувств» самый рискованный европейский продюсер 1970-х француз Анатоль Доман решил еще раз вложиться в проект японца Нагисы Осимы. На этот раз он предложил историю не столько о чувственно-физиологических проявлениях любви, сколько о Пороке страсти. «Империя страсти», героиня которой вновь шла на преступление ради чувственных наслаждений, вышла в прокат в 1978 году и принесла Осиме приз Каннского фестиваля за режиссуру.

«Империя Страсти»


Картина «Империя Страсти» — это завершительная нота в негласной дилогии о всепоглощающей страсти и грехах, в которых застряли герои обоих лент. Возможно, Нагисе Осиме не удалось затмить свою предыдущую работу, но, тем не менее, у него получилась менее эпатажная, но очень глубокая философская притча. В главных ролях были задействованы Тацуя Фудзи и Казуко Йошиюки.




Десятилетие активной творческой деятельности создало у Нагисы Осимы репутацию радикального и остросоциального постановщика, берущегося за достаточно спорные сюжеты, но при этом больше всего интересующегося чувственностью взаимоотношений своих героев.

«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс»


На западе Нагиса Осима известен и по другой своей картине, военной драме 1983 года «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», в котором снялись Рюити Сакамото, Дэвид Боуи и Такеши Китано.

В этой военной драме затрагивались вопросы взаимоотношений между японцами и побежденными англичанами в лагере для военнопленных. Показ жестокого обращения японцев с пленниками и беспощадности к своим же подчиненным перемежались с гомосексуальными мотивами.

«Макс, моя любовь»


В следующей своей работе картине 1986 года «Макс, любовь моя» Нагиса Осима совсем отошел от политики. Известного режиссера и сценариста интересовал один вопрос: как поведут себя люди в экстремальной ситуации, узнав, что жена их знакомого изменяет своему мужу с шимпанзе.

Героиня актрисы Шарлотты Рэмплинг в абсурдистской комедии Нагисы Осимы «Макс, моя любовь» знала ответ: она завела обезьяну в качестве любовника, и их отношения вполне походили на идеальные.

Лента «Макс, моя любовь» была плохо принята критикой, из-за чего режиссер на много лет ушел из кино, работая в основном на телевидении. В 1990-е годы Нагиса Осима принял активное участие над документальным проектом «История японского кино от Нагисы Осимы».

«История японского кино от Нагисы Осимы»


Главная сюжетная линия картины повествовало о том, что кино в Японии во многом развивалось под влиянием театра, чем объяснялась и театральность актерской манеры, и костюмы, и декорации раннего периода. Если в Европе немые ленты сопровождались тапером, то в первых японских кинозалах показ фильмов сопровождал бэнси — специальный человек, пояснявший, что происходило на экране.

Особо плодотворными в японском кинематографе были 30-е годы. Именно тогда сформировались его основные черты: созерцательность, неторопливый монтаж общих и средних планов, повторяемость сюжетов и героев, но главное — лаконизм и простота, столь свойственные художественной культуре Японии …

«Табу»


Благодаря картины «Табу» 67-летний Нагиса Осима вернулся на съемочную площадку, можно сказать, из небытия: никто уже не верил, что он сможет оклематься и выкарабкаться после продолжительного двухлетнего инсульта, приковавшего его к инвалидному креслу.

Последняя художественная картина Нагисы Осимы «Табу», снятая по книге Ретаро Сибы, поднимала тему нестандартных взаимоотношений в обществе самураев, в которое вступил молодой женоподобный боец.

Это была история о закрытой организации самураев, отгородившейся от соблазнов мира ради высоких целей — защиты сегуната и традиционных общественных устоев Японии. Но этим целям мешала именно закрытость организации, ее регламентированность, переизбыток табу. И лидеры вынуждены были все время отвлекаться на поддержание порядка внутри, а не на внешние, главные, изначальные, задачи.

Нагиса Осима продемонстрировал это двумя треугольниками. Первый треугольник — чувственный, «молодежный» — это Содзабуро (актер Рюхэй Мацуда), Тосиро (актерТаданобу Асано) и внешне менявшаяся третья сторона, в действительности это Акита (актер Синдзи Такеда).

Второй — «стариковский», политический — это Еити Саи (командир Кондо), Такеси Китано (его заместитель Хидзиката) и второй заместитель — Ито. Оба заместителя вели непрерывную борьбу за влияние на шефа и политический вектор отряда.

После премьеры картины «Табу», на Каннском фестивале журналисты атаковали Нагису Осаму вопросами относительно разгадки последних сцен, будто бы специально закодированных и не поддающихся объяснению с позиций здравого смысла. На это умудренный многолетней борьбой со всевозможными запретами знаменитый режиссер ответил, что и сам не «знает точную их разгадку».

Кроме того


В 1960 годах Нагиса Осима снимал, писал сценарии и занимался кинокритикой, в том числе, в собственном журнале «Эйга Хихэ».

В начале 1960-х годов Нагиса Осима основал свою киностудию под названием «Содзося», но вскоре он ликвидировал свою кампанию и начал сотрудничество с иностранными продюсерами.

В 1973 году Нагиса Осима стал ведущим популярной телевизионной программы о женщинах, стоящих перед лицом сложных семейных проблем.

Личная жизнь


Нагиса Осима был женат на актрисе Акико Кояме. На 81-м году жизни скончался японский режиссер и сценарист Нагиса Осима, он умер в госпитале префектуры Канагава от пневмонии.

Интересные факты


Фильм Нагисы Осимы «Империя чувств» считался культовым и входил в список 12 самых шокирующих фильмов последних 30 лет, составленный Британским «Times Online».
После выпуска сценария «Империи чувств» в Японии Нагиса Осима был отдан под суд, где продолжал тяжбу с властями 4 года и был оправдан.

Нагиса Осима — автор двух книг по кино: «Сэнго эйга: хакай то содзо» - «Послевоенное кино: создание и разрушение» и «Тайкэнтэки сэнго эйдзо рон» - «Теория послевоенного изображения, основанная наличном опыте».

Автор – Алексей Генералов.

«Нагиса Осима», статья, сайт «Википедия».
«Нагиса Осима», статья, сайт «Кино-Театр».
«Нагиса Осима», статья, сайт «КиноПоиск».
По материалам сети.

Последние сообщения с форума

Сообщений не обнаружено.



  • Вконтакте
  • Facebook