Звезды голливуда и мирового кино

  • Главная
  • Подписаться на новости
  • Контакты
  • Поиск
Навигация:

Фото

Orson Welles
(George Orson Welles)
Орсон Уэллс
(Джордж Орсон Уэллс)

Дата рождения: 06 мая 1915
Дата смерти: 10 октября 1985

Биография

06.05.1915, Кеноша, штат Висконсин, США – 10.10.1985, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США.


Американский режиссер, актер, сценарист.

Лауреат премии «Оскар» (1941).
Лауреат премии «Золотая пальмовая ветвь» (1952).
Лауреат премии Французского общества кинокритиков (1964).
Лауреат премии Американского киноинститута» (1975).
Лауреат премии «Пибоди».
Лауреат премии «Грэмми».
Лауреат премии «Давида ди Донателло».
Лауреат премии «Luchino Visconti».


Начало пути


Орсон Уэллс, полное имя Джордж Орсон Уэллс, родился 6 мая 1915 года в Кеноше американского штата Висконсин.
После окончания школы, Орсон Уэллс, разносторонне одаренный мальчик, рано осиротевший сын пианистки и изобретателя, отверг предложения нескольких колледжей и сбежал в Европу - якобы для того, чтобы заниматься живописью в Ирландии.

Орсону Уэллсу было шестнадцать, когда он высадился на Британских островах и почти сразу отправился в знаменитый тогда дублинский театр «Гейт». Теперь уже вряд ли можно установить, каким образом молодому человеку удалось убедить руководство театра в том, что он являлся звездой бродвейской сцены. Известно только, что прослушивание вышло не совсем удачным, но, несмотря на это Орсон Уэллс сразу же получил главную роль в спектакле «Еврей Зюсс».

Так из Орсона Уэллса не получился художник, но получился режиссер, актер и даже - на время его путешествия в Испанию - тореадор.

С 15 лет, начав играть в театре, Орсон Уэллс в 1933 году присоединился к труппе Кэтрин Корнелл. Годом позже покинул ее и в качестве актера и режиссера вошел в коллектив Федерального театра. В 1937 году Орсон Уэллс и продюсер Д.Хаусман организовали собственную антрепризу – «Меркьюри-тиэтр». Здесь Уэллс добился международного признания за новаторский для того времени подход к постановке шекспировского Юлия Цезаря: одетые в современные костюмы актеры играли на сцене без декораций, освещенные причудливым светом.

В 1938 году труппа «Меркьюри-тиэтр» стала выступать с еженедельными радиоспектаклями. Орсону Уэллсу хотелось сделать реалистичный радиоспектакль, а получилось величайшее в истории средств массовой информации надувательство. Псевдодокументальная инсценировка фантастического романа Г.Уэллса «Война миров» была разыграна столь реалистично, что многие слушатели поверили в высадку марсиан в штате Нью-Джерси и поддались панике.

Кинокарьера


В сложные 30-е годы прошлого века, когда Великая депрессия подорвала надежду людей на финансово безопасную жизнь, работать в театре было не самым выгодным занятием. Отчего многие артисты большую часть своего времени работали бесплатно. Этот факт не мог не отразиться на личности Орсона Уэллса. Его самомнение часто перерастало в высокомерие по отношению к другим актерам. Ну а если кто-то из коллектива был достаточно талантлив, то это не означало, что он мог полноправно работать с Орсоном на сцене.

«Гражданин Кейн»


Драма «Гражданин Кейн» вышла на экраны в 1941 году. Орсон Уэллс не только написал сценарий к фильму, но и выступил в качестве режиссера, а также исполнил в картине главную роль.

«Гражданин Кейн», гениальный и первый полнометражный фильм Орсона Уэллса, считался одной из главных картин американского кино всех времен. Эта картина описывала жизнь человека добившегося невероятных высот, но какой ценой? Он потерял всех своих друзей, любимых женщин, он стал рабом своих ложных представлений о том, как следовало жить. Высокомерие, гордыня, эгоизм, ложь и прочие заблуждения, возобладали над его честностью, правдой, правым делом и прочими добродетелями. Он постепенно скатился до человека, который пытается согреться холодным
Фильм был номинирован на девять «Оскаров», но в результате удостоился только одного из них - за лучший сценарий.

«Гражданин Кейн» был поставлен для студии «РКО-рэдио пикчерз». Для той же студии Орсон Уэллс в 1942 году поставил картину «Великолепные Эмберсоны», и в 1946 году – «Чужестранца», а для «Коламбиа пикчерз» – «Леди из Шанхая» в 1947 году.

Талантливый человек Орсон Уэллс всегда находил свою публику: приходилось ли ему играть на привокзальных площадях, или снимать фильмы с минимальным бюджетом — неважно. Важно то, что затронув какую-то струнку, он уже не давал своему зрителю возможности не приходить на этот самый вокзал каждый день. В дальнейшем фильмы Орсона Уэллса зачастую имели статус независимых постановок со случайными источниками финансирования и ненадежной производственной базой – «Господин Аркадин», другое название – «Конфиденциальное сообщение», и картина «Прикосновение зла».

«Отелло»


В 1952 году вслед за «Макбет» 1947 года вышла великолепная кинопостановка бессмертной трагедии Шекспира «Отелло», в которой главную роль сыграл сам режиссер фильма Орсон Уэллс. Драма получила на Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь».

Съемки «Отелло» продолжались 4 года из-за проблем с финансированием и Орсону, в течение этого периода, пришлось играть в чужих картинах, чтобы «Отелло» удержался на плаву. Среди ролей в фильмах-поддержках были «Коварный лис Борджа» Хенри Кинга, «Черная роза» Хенри Хэтэуэя и «Третий человек» Кэрола Рида.

Фильм Орсона Уэллса «Отелло» открывался торжественным и скорбным прологом: вдоль морского побережья, на фоне каменных крепостных стен двигалась похоронная процессия, реяли штандарты, сверкало оружие, на плечах латников плыл гроб с телом черного полководца и, ярясь, как пойманный хищник, на посмертное торжество своего врага смотрел запертый в железную клетку Яго. Заглавные роли в «Отелло» блестяще исполнили и Майкл МакЛиаммур, и Роберт Кут.

Орсон Уэллс была сильная личность, уверенная в себе, но при этом иногда чересчур эгоцентричная… Он невероятно был талантлив, просто гениален. Слава Орсона Уэллса осталась приметой тех времен, когда зрителей шокировала военная форма на шекспировских героях, когда радиоприемник был центром вселенной и когда ожившие фотографии еще не использовали в рекламных роликах.

Новая страница в творческой карьере Уэллса открылась в 1962 году. В течение пяти последующих лет он снял три фильма, процесс создания которых Орсон контролировал на всех стадиях, от сценария до окончательного монтажа: «Процесс», «Полуночные колокола» или «Фальстаф», «Бессмертная история».

«Ф как фальшивка»


Орсон Уэллс был талантлив во всем. Даже снимая документальное кино, ему удавалось создавать интригу. Уэллс играл на человеческом любопытстве и страсти, он предлагал зрителю пикантные тайны, известные единицам. В 1975 году на обозрение зрителей вышел художественно-документальный фильм «Ф как фальшивка», который стал последней большой работой мастера.

Весь фильм Орсона Уэллса повествовал о знаменитых мистификаторах, побочно поддерживая сам шарм и красоту обмана. Орсон играл со зрителем, повествуя им правдивую и поддельную историю о талантливых обманщиках, одновременно объединяя два этих понятия.

Весь фильм была мистификация, созданная из двух частей: частично документальная часть, частично «игровое вранье». Фильм стал живым памятником обмана и плутовства? Увы и ах, но это было так! Фильм после просмотра настолько впечатлял, что хотелось войти в сказку снова. Хотелось, чтобы вам вновь наврали прямо в лицо, без малейшего сожаления! Именно это Орсон Уэллс и хотел доказать, что он и сделал. Он стремился обмануть, и он обманул!

Кроме того


Орсон Уэллс - превосходный актер, он исполнял главные роли во всех своих фильмах, кроме того играл в картинах и других режиссеров. Одной из его самых известных актерских работ стала роль Гарри Лайма – бойкого и беспринципного дельца, спекулировшего в годы войны на «черном рынке» в «Третьем человек». Последней ролью актера в кино стало его появление в телесериале «Детективное агентство «Лунный свет»« и озвучивание Юникрона в мультфильме «Трансформеры».

Самым вдохновенным воплощением Орсона Уэллса в кино можно считать глиняного человечка из «Небесных созданий» 1994 года - плод полуэротических фантазий двух юных австралийских подруг, обвинявшихся в убийстве матери одной из них.
Малоизвестные актеры с подходящей внешностью изображали легенду кино в десятке кино- и телевизионных фильмов. Довелось сыграть Орсона Уэллса, Ливу Шрайберу в фильме «Проект 281». «Проект 281» рассказывал о событиях начала сороковых, когда Джордж Орсон Уэллс и Уильям Рэндольф Херст разбирались, чьих биографических подробностей больше всего в «Гражданине Кейне».

«Я — Орсон Уэллс и я гениален»


Тема талантливых необычных людей нередко затрагивалась в кино потому, что: такие люди всегда заинтриговывали; было интересно, как в стандартной ситуации поступил бы нестандартный человек.

Британец - актер МакКэй выдал один из самых ярких, выразительных, электризующих перфомансов, что видели байопики. Он показал Уэллса, человека и парохода, визионера в кино и театре, — фигуру, притягивавшую всех режиссеров-стервятников в округе, но не каждому дано было так обыграть его образ, как это сделал режиссер Ричард Линклейтер. Линклейтер, выдающийся романтик, философ и мыслитель своего времени, явно рисовал тезку с самого себя — только молодого и неопытного.

Кристиан МакКэй безупречно справился с ролью Орсона Уэллса. Орсон был очень неоднозначный герой, он вызывал у зрителя самые противоречивые эмоции от восхищения до ненависти, как впрочем и всякий великий человек.

Вклад Орсона Уэллса был и в музыке. Американский хэви-метал-коллектив Manowar вставил его голос в свои песни «Dark Avenger» и «Defender». В этих песнях Уэллс выступал как повествователь.

Личная жизнь


Орсон Уэллс «ненавидел женщин, и это абстрактная ненависть была у него к ним всем. Он не навидел их, потому что никому еще не удавалось что-нибудь о них узнать, они были не постижимы».

Отношения Уэллса с женщинами не оставили в истории особо заметных следов. Каждая из его женщин была самой красивой их тех, что в тот момент находились рядом, - и светская красавица Вирджиния Николсон, и танцовщица Маргарита Кармен Консито, более известная как Рита Хейуворт, и полуиндианка Ирта Китт, которую Уэллс называл «самой волнующей женщиной на свете», и последняя спутница режиссера - югославская актриса Ойя Кодар.

Брак Орсона Уэллса с Ритой Хейворт представлялся современникам и потомкам чем-то вроде хрестоматийного замужества, когда первый гений женился на первой красавице, как Пушкин на Натали Гончаровой в интерпретации Марины Цветаевой. Они познакомились еще до того, как Хейворт сыграла свою самую знаменитую роль, которая позже дала ей возможность с горечью говорить: «Все мужчины, которых я знала, засыпали с Гильдой, а просыпались со мной».

Хейворт прожила шестьдесят девять лет, Уэллс - семьдесят, и их пятилетние отношения, несмотря на родившуюся дочь, можно назвать скорее эпизодом, чем главой в их биографиях. Триллер «Леди из Шанхая», впоследствии признанный одной из лучших работ режиссера, они сняли уже после развода.

В 1975 году Орсон Уэллс был удостоен премии Американского киноинститута «За выдающиеся заслуги в кинематографе». Умер Орсон Уэллс в Лос-Анджелесе 10 октября 1985 года.

Интересные факты


Престижная награда «Оскар», полученная американским кинематографистом Орсоном Уэллсом за сценарий к фильму «Гражданин Кейн», была продана на аукционе за 861,5 тысячи долларов.

Последние легенды об Орсоне Уэллсе гласили, что однажды он съел 18 хот-догов, сидя в закусочной «Пинк» в Лос-Анджелесе.

Перед смертью Орсон Уэллс участвовал в записи двух альбомов металлической группы «Мановар».

После работы во Франции, в 1967 году Орсон Уэллс приступил к съемкам фильма «Глубина» по новелле Чарлза Уильямса «Мертвый омут». Но работа над фильмом была остановлена после смерти Лоуренса Харви, исполнителя одной из ключевых ролей, задолго до конца съемок. Позже, сохранившиеся материалы фильма, были отредактированы и показаны в Мюнхенским киномузеем.

Характерным для творчества Орсона Уэллса являлось частое использование зеркальных отражений и теней.

По возвращении в США Орсон Уэллс занялся съемками своего нового фильма «Другая сторона ветра», сценарий для которого был написан в конце 1960-х годов. В 1972 году сам режиссер объявил, что работа над фильмом завершена примерно на 96 %. Однако проект не был завершен, и премьера фильма не состоялась.

С 1980 по 1982 годы Орсон Уэллс снимал фильм «Мечтатели», сценарий которого был основан на двух новеллах Карен Бликсен, но проект так и не был завершен.

С января 1945 года Орсон Уэллс вел рубрику политических новостей в ряде центральных газет, а после войны совмещал работу в театре с деятельностью на телевидении.
В сороковых годах президент США Франклин Рузвельт предлагал Орсону Уэллсу баллотироваться в сенат от штата Висконсин, но Уэллс отказался: ему не хотелось ввязываться в избирательную кампанию в штате, где политические решения принимали производители молока.

Перед смертью Орсон Уэллс участвовал в записи двух альбомов металлической группы «Мановар».

Орсон Уэллс - один из признанных классиков мирового кинематографа. В 2000 году Американский институт кино составил список из 100 лучших американских фильмов, в котором картина Уэллса «Гражданин Кейн» заняла первое место. В 2007 году картина была объявлена лучшим фильмом столетия.

Последняя запись знаменитого американского кинорежиссера, сценариста и актер Орсона Уэллса спустя четверть века после его смерти стала основой для стереоскопического фильма, посвященного Рождеству. Как сообщало издание «The Hollywood Reporter», компания «Drac Studios», занимавшаяся ранее созданием спецэффектов ко многим известным голливудским фильмам, экранизирует книгу Роберта Экс. Лида «Рождественские хвосты», аудиоверсию которой за несколько месяцев до кончины записал Уэллс. В 2008 году пленки были обнаружены и прошли сложный процесс реставрации. После этого руководству «Drac Studios» удалось договориться с наследниками Уэллса об использовании записей в фильме.

Автор – Алексей Генералов.

Источники информации:
«Орсон Уэллс», статья, сайт «Википедия».
«Орсон Уэллс», статья, сайт «Кино-Театр».
«Орсон Уэллс», статья, сайт «КиноПоиск».
По материалам сети.

Последние сообщения с форума

Сообщений не обнаружено.



  • Вконтакте
  • Facebook