Звезды голливуда и мирового кино

  • Главная
  • Подписаться на новости
  • Контакты
  • Поиск
Навигация:

Фото

Ray Harryhausen
(Raymond Harryhausen)
Рэй Харрихаузен
(Рэймонд Фредерик Харрихаузен)

Дата рождения: 29 июня 1920
Дата смерти: 07 мая 2013

Биография

29.06.1920, Лос-Анджелес, Калифорния, США - 07.05.2013, Лондон, Великобритания.


Американский продюсер, сценарист, постановщик спецэффектов.

Лауреат премии «Оскар» (1992).
Лауреат премии «Сатурн» (1975,1982,1992, 2006).
Лауреат премии «Золотой свиток» (1975).
Награды за достижения в карьере» (1982).
Удостоен «Специальной награды» (1992 год).
Удостоен «Награды имени Джорджа Пэла» (2006 год).
Удостоен почетной награды кинофестиваля в Ситжесе (1995).
Звезда на Голливудской Аллее славы.


Начало пути


Рэй Харрихаузен, полное имя - Рэймонд Фредерик Харрихаузен родился 29 июня 1920 года в Лос-Анджелесе в семье механиком и художницы. Рэй Харрихаузен всегда любил фэнтези, с возрастом это увлечение только крепло: книги, картины и, конечно, кино.

Первое неизгладимое впечатление от мира кино осталось у Рэя, когда он в пятилетнем возрасте посмотрел вместе с родителями экранизацию романа Артура Конан Дойля «Затерянный мир», над которой работал легендарный постановщик спецэффектов Уиллис О`Брайен. С тех самых пор Рэй Харрихаузен и стал одержим киномонстрами.

Родители поддерживали все интересы сына, несмотря на то, что они не всегда были стандартны. Они растили его странную любовь ко всему фантастическому, таская сына по музеям и кино. Они даже позволили ему экспериментировать с марионетками, куклами и даже помогали снимать ему фильмы. Они никогда не пытались отговорить сына, направить свою энергию в более коммерческое русло, настояв на юридическом или медицинском образовании, а ведь эти профессии приносили больше денег.

Масло в разгоравшийся огонь подлила тетушка Рэя, работавшая сиделкой у матери актера Сида Громана. У нее всегда находились для любимого племянника контрамарки в кино. Весной 1933 года Рэй Харрихаузен попал на показ «Кинг Конга» в Китайском театре. После сеанса тринадцатилетний Харрихаузен осознал, чем он хочет заниматься всю жизнь.

Рэй Харрихаузен стал другим человеком, когда вышел из зала после просмотра «Конга». У него ушел целый год на то, чтобы понять, как был сделан фильм. Он знал, что это был не человек в костюме, но не мог понять, как они это сделали. В итоге он нашел журнал, в котором объяснялся принцип покадровой анимации. Но журнальной статьи было недостаточно, к тому, же многие данные, изложенные в ней, не отличались точностью. Рэя выручила выставка в местном музее, посвященная технологиям, использованным при создании «Затерянного мира» и «Кинг Конга».

Рэй Харрихаузен раздобыл 16-миллиметровую камеру и приступил к съемке любительских фильмов про динозавров. Куклы он создавал из пластилина. Но перед ним возникла одна немаловажная техническая проблема - его камера не обладала возможностями для покадровой съемки. Ему приходилось аккуратно нажимать кнопку, чтобы получить только один кадр, то есть 24 кадра в секунду, но подобное удавалось не часто. Позже начинавшему кинематографисту удалось собрать нужный свет и купить камеру, с помощью которой можно было снимать по одному кадру. И работа закипела...

Все изменилось, когда однажды Рэй Харрихаузен познакомился случайно с Уиллисом О`Брайеном. Легендарный мастер спецэффектов пригласил парня в MGM, где собирался снимать фильм «Военные орлы», которому из-за Второй мировой так и не суждено было выйти на экраны. О`Брайен осмотрел стегозавра, занявшего второе место в конкурсе местного музея, и заметил: «У него ноги как сосиски. Тебе следует изучать анатомию и работу мышц». Рэй последовал совету своего учителя и поступил в городской колледж Лос-Анджелеса для изучения рисунка и анатомии.

Для полноты знаний Рэй Харрихаузен приступил к изучению фотографии и прошел курсы художников-постановщиков и киномонтажера в Университете Южной Калифорнии.

Кинокарьера


Голова Рэя Харрихаузена всегда была заполнена идеями, которые были порой неосуществимы. Он придумал сюжет о пришельце с Юпитера, нарисовал концепты, сделал модель и даже приступил к съемке. К сожалению, проект так и не был закончен. Но фотографию юного Рэя Харрихаузена опубликовали в журнале «Популярная механика».
«Эволюция»


Рэй Харрихаузен задумал создать амбициозного проекта под громким названием «Эволюция». Проект было решено сделать, как полнометражный фильм об эволюции живых существ на планете Земля. Начал Рэй Харрихаузен с динозавров. Как известно, до наших дней дожила только одна модель из этой картины, до чьей анимации Рэй даже не дошел. Модель представляла собой млекопитающее, а покрыто оно было шкурой, вырезанной из ненужного маминого пальто.

«Эволюция» была выполнена настолько профессионально, что даже не верилось, что картина была создана школьником. Причиной закрытия этого уникального фильма послужила увиденная Рэем Харрихаузеном диснеевская картина «Фантазия».

В 1940 году, по окончании школы, Рэя Харрихаузена принял в свою команду кинокудесник, знавший толк в кукольной анимации, Джордж Пэл, который высоко оценил отснятый материал для «Эволюции» и предложил ему работать над анимационным сериалом «Кукультики». Вторая мировая война внесла в жизнь Харрихаузена свои коррективы.

Рэй Харрихаузен оказался незаменимой частью пропагандисткой кинобригады под началом Фрэнка Капры. Он не только иллюстрировал военные действия с помощью анимации, но и обучался всем военным дисциплинам. Однажды Рэю Харрихаузену попало несколько контейнеров с неиспользованной пленкой с просроченным сроком годности, и он припрятал их для себя, надеясь после войны пустить на собственные фильмы. Когда война закончилась, распалась и кинобригада, и Рэй поспешил вернуться к созданию своих проектов. К тому моменту, он уже был не только оператором третьего класса, но и снайпером с медалями за Победу.

«Матушки гусыни»


Первым послевоенным проектом «Матушки гусыни» стала серия трехминутных сказок из серии «Матушки гусыни», чьи авторские права уже никому не принадлежали. К сожалению, этой серией никто не заинтересовался, и Рэю Харрихаузену пришлось делать все самому с помощью родителей, как это уже бывало и раньше. Отец варил арматуру для скелетов, мать мастерила головы кукол из папье-маше, шила костюмы и занималась оформлением декораций. Рэй вписал их в титры как Фреда Бласофа и Марту Реске. Получившиеся у троицы фильмы распространялись по школам и приобрели большую популярность среди детей.

После успешной «Матушки гусыни» Рэй Харрихаузен приступил к созданию других сказок, имевших более сложные сюжеты. В 1949 году появилась «Красная шапочка», через два года - «Гензель и Гретель», а далее «История Рапунцель», и в 1953 году - «История короля Мидаса». Все эти мультфильмы Рэй воспринимал лишь как тренировку в объемной анимации и относился к ним как к бесценному опыту, но ему хотелось заняться большим кино, и, в конце концов, его таланты понадобились Голливуду.

Рэя Харрихаузена позвонил сам Уиллис О`Брайен с предложением поработать над следующей картиной, в которой планировалось собрать большую часть команды, создавшей «Кинг Конга». Речь шла о «Могучем Джо Янге».

«Могучий Джо Янг»


«Могучий Джо Янг» открыл Харрихаузену дорогу в большой кинематограф. Работая непосредственно с Уиллисом О`Брайеном, он научился у него многим тонкостям зрелищного кино и практически сам сделал большинство анимационных эпизодов для этой картины, включая и невероятно сложную компоновку Джо Янга и львов с актерами.

Для гориллы Рэю Харрихаузену пришлось усовершенствовать технологию создания кукол. Одним из новшеств стала прорезиненная шкура. Кроличий мех был заменен на шкуру нарожденного теленка, которую поместили в парафин, оставив только кожу, которую впоследствии удаляли с помощью кислоты и заменяли латексом. Из-за этого мех пружинил и возвращался в начальное положение после того, как его трогал аниматор. Это сразу разрешило многие прежние проблемы.

Благодаря творческому союзу Рэя Харрихаузена и Уиллиса О`Брайена, фильм «Могучий Джо Янг» стал одним из самых кассовых хитов в 1949 году и принес Уиллису О`Брайену премию «Оскар» за спецэффекты, за который тот был обязан, прежде всего, Рэю Харрихаузену. Впоследствии они вновь объединили свои усилия для создания фильма «Долина туманов», в котором они совместили жанр вестерна и динозавров. Но проекту тогда не суждено было осуществиться. Лишь спустя много лет Харрихаузен сумел воплотить их общие идеи в картине «Месть динозавров».

Фильм «Могучий Джо Янг» стал первой ласточкой бума американской кинофантастики, в которой особое место было отведено гигантским монстрам. Для создания таковых потребовался талантливый аниматор, способный совмещать кукол и живых актеров, таковым стал Рэй Харрихаузен, наступило время Рэя Харрихаузена.

«Чудовище с глубины 20000 морских саженей»


Первым проектом из «гигантской» серии Рэя Харрихаузена стал фильм «Чудовище с глубины 20000 морских саженей» по рассказу Рэя Брэдбери вышедший в 1953 году. Он повествовал о морском чудовище, проснувшемся после ядерной бомбардировки и уничтожившем половину Нью-Йорка. Картина стоила всего 200 тысяч долларов, а собрала около пяти миллионов. Вместе с «Затерянным миром» и «Кинг Конгом» монстр Харрихаузена, получивший имя Редозавр, вдохновил Иширо Хонду на создание «Годзиллы».

Рэй Харрихаузен придумал, как совместить человека на переднем плане и кукол на заднем, после чего использовал придуманную им технологию всю жизнь.
Система эта называлась динамация. Харрихаузен также обновил технологию создания самих кукол. Он делал сначала из глины прототип, а затем по нему создавал форму, в которую можно было залить пенорезину. Там же помещался скелет куклы со всеми шарнирами и арматурой, после чего куклу запекали, и получалась цельная конструкция на двигающейся основе. Если же случалась поломка, то можно было содрать со скелета
резину, починить двигающуюся часть и запечь новую копию куклы и следующий проект Рэя Харрихаузена.

Рэй Харрихаузен разыскал человека, мечтавшего сделать фильм о гигантском спруте, который бы разрушил в Сан-Франциско мост «Золотые ворота». Им оказался продюсер Чарльз Шнеер, сотрудничество с которым продлилось чуть меньше тридцати лет и вылилось в тринадцать успешных фильмов.

«Это прибыло со дна моря»


Первый совместный проект Рэя Харрихаузена и Чарльза Шнеера назывался «Это прибыло со дна моря». Появился он на экране в 1955 году. Из-за мизерного бюджета создателю пришлось пойти на хитрость - вместо положенных восьми у его осьминога было всего шесть щупальцев! Фильм успешно прошел в прокате, а монстры, разрушавшие города, надолго поселились на экране.

В 1956 году в прокат вышла картина Рэя Харрихаузена «Земля против летающих тарелок», памятная кадрами разрушенного Капитолия. После трех картин Рэй Харрихаузен решил передохнуть от кинофантастики и обратиться к прошлому. Вместе с Уиллисом О`Брайеном он приступил к созданию анимированного сегмента печально известной документальной ленты «Мир животных» Ирвина Аллена. В настоящее время этот проект, над которым работало много разных людей, погряз в судах из-за нарушений авторского права. И единственное, чем сегодня владеет студия, – это 13-минутный кусок, отснятый легендарными аниматорами.

«20 миллионов миль от Земли»


1957 год стал годом рождения монстра Имир - персонажа картины «20 миллионов миль от Земли». Рэй Харрихаузен придумал монстра сам, и сам написал сюжет о космическом корабле с Венеры, который рухнул в Средиземное море. С этого корабля сбегало чудовище, растущее с нечеловеческой быстротой, и за ним охотились все военные подразделения. Финальная битва со слоном на фоне Колизея - одна из самых незабываемых схваток в sci-fi 50-х. Сам Имир на всю жизнь остался одним из любимых существ Рэя Харрихаузена.

Настоящее признание к Рэю Харрихаузену пришло не из-за пришельцев и радиоактивных ящеров, а благодаря тому, что он обратился к экранизации классических произведений и, главное, сказок и мифов.Он принял активное участие в экранизации романа Монтли Джон Трумана в типичной фантастической ленте эпохи «холодной войны» под названием «27-й день».

«Седьмое путешествие Синдбада»


В 1958 году картина «Седьмое путешествие Синдбада» положила начало популярной трилогии. Эта была адаптация арабских сказок для американского зрителя, которая стала классикой покадровой анимации, побудившей стать постановщиками спецэффектов Фила Типпетта и Кена Ролстона.

Режиссерское кресло Рэй Харрихаузен и Чарльз Шнеер доверили занять Натану Юрану, с которым они уже сотрудничали во время создания «20 миллионов миль от Земли. Им удалось заполучить к себе в команду гениального композитора Бернарда Херманна. На пользу картине сыграло и участие актера Кервина Мэтьюза, который хорошо представлял себе те образы, что даже умудрялся смотреть прямо в пустые глазницы ожившего скелета в мастерском исполнении Харрихаузена. Кервин Мэтьюз создал Синдбада притягательным, скорее более сдержанным, чем бравурным. Кэтрин Грант была прелестна в роли принцессы. У Торина Тэтчера был достаточно зловещий для колдуна взгляд... Но это был не тот фильм, в котором игра актеров имела большое значение. Это в первую очередь было зрелище, в котором действие происходило быстро и почти бесперерывно. Рэй Харрихаузен, который отвечал за визуальные эффекты, выступил как главный герой этого произведения.

Фильм «Седьмое путешествие Синдбада» пользовался успехом и у зрителей, и у критиков. При бюджете в $650 тысяч он собрал более трех миллионов. Это была первая цветная картина Харрихаузена, и она принесла ему новую головную боль в виде зернистости изображения, получаемого с помощью рир-проекции. В сюжете были задействованы Циклоп, дракон, женщина-змея и птица Рух, для создания которых Рэй Харрихаузен вдохновлялся гравюрами Гюстава Дорэ и в шутку сравнивал себя с Парацельсом, мечтавшим создать Гомункулуса.

«Лилипуты и великаны»


Экранизация знаменитого романа Джонатана Свифта под названием «Лилипуты и великаны» появилась на экранах в 1960 году. Рэй Харрихаузен уже снимал в Европе, куда он вместе с Чарльзом Шнеером перевез все свое производство для того, чтобы быть ближе к местам, где они часто работали. Это позволило применять в работе желтый экран, освещенный специальными лампами, что было нереально сделать в США, где правами на такое производство владела только студия «Дисней». С помощью этого экрана и специальных камер, заряженных двумя видами пленки: цветной и черно-белой, одновременно могли снимать актеров и производить блуждавшую маску для последующего комбинирования изображений.

В фильме «Лилипуты и великаны» было немного покадровой анимации. Большинство миниатюр были сыграны живыми людьми в специальных декорациях. Когда же Кервин Мэтьюз оказался в мире великанов – он сам стал лилипутом (и опять не было никаких кукол!). Актер отлично воспроизводил интерактив с предметами, которых не видел, с гигантской белкой и крокодилом. В этой картине использовалась технология усиленной перспективы, когда предметы в кадре выглядели разного размера, а на самом деле – просто находились на разных расстояниях от камеры.

«Таинственный остров»


В 1961 году Рэй Харрихаузен обратил свой взор в сторону другого писателя-фантаста Жюля Верна. «Таинственный остров», по сути, стал продолжением диснеевского фильма «20 тысяч лье под водой».

Рэй Харрихаузен довольно вольно обошелся со знаменитым сюжетом. Узники острова встречали краба. Харрихаузен просто разместил каркас из арматуры с шарнирами в раковину настоящего краба и подвесил ее на тросах. А цыпленка, пчелу (три пчелы у него получились из одной благодаря блуждающим маскам) и осьминога, и всех отличал гигантизм, а сами сцены были Рэем Харрихаузеном мастерски анимированы.

В картине впервые у Рэя Харрихаузена персонажи существовали не только в качестве связующего звена между сценами со спецэффектами, но и обладали характером и собственной историей. Мастер придумал так же, как покадрово совместить актеров и анимированных монстров в динамике, чтобы появилась иллюзия единства актера и кукольного монстра на экране.

«Ясон и аргонавты»


Мифический эпос Рэя Харрихаузена «Ясон и аргонавты» вышел на экраны в 1963 году. Картина стала вершиной его творческой карьеры и мастерства, а основана она была на путешествии Ясона за Золотым руном. Сцены из фильма пробирали до дрожи благодаря особой мифической ауре. То оживала гигантская бронзовая статуя Талоса, было нападение гарпий и богов, наблюдавших за Ясоном с Олимпа. Вершиной же фильма являлась сцена битвы аргонавтов со скелетами.

Хотя «Ясон и аргонавты» поначалу задумывался, как сиквел «Седьмого путешествия Синдбада», и должен был называться «Синдбад в эпоху Муз». По замыслу Рэя Харрихаузена, действие картины должно было разворачиваться в Древней Греции, а главным героем мог стать Синдбад, примкнувший к походу аргонавтов. Кроме того, на ранних стадиях разработки сценария аргонавтам предстояло встретиться с монстрами-близнецами Сциллой и Харибдой, трехглавым псом Цербером и кентавром. Но этому всему не суждено было сбыться, что, в общем-то, и хорошо, ведь и без этих сцен и идеи фильм получился пусть и наивный, но великолепный.

После успеха «Ясона и аргонавтов» Харрихаузен в 1964 году помог Натану Юрану в создании экранизации «Первых людей на Луне» Герберта Уэллса, в которой, благодаря мастеру, космонавты встречались с селенитами и хищными растениями.

«Миллион лет до нашей эры»


Рэй Харрихаузен вновь обратился к своим любимым динозаврам. В 1966 году появился ремейк черно-белого фильма Хэла Роуча под названием «Миллион лет до нашей эры» не нуждался в представлении. А спустя три года появилась недооцененная зрителями «Месть динозавров», чья идея появилась еще тогда, когда Харрихаузен сотрудничал с Уиллисом О'Брайеном. В фильме присутствовала мастерски анимированная сцена битвы между тираннозавром и слоном, над которой Рэй Харрихаузен работал пять месяцев (!). Но, к сожалению, зрительский интерес к подобным темам уже сошел на нет, и хороший в целом фильм не имел успеха в прокате.

В 1970 годах Рэй Харрихаузен решил вернуться к сказкам про Синдбада. В 1974 году появилось «Золотое путешествие Синдбада», в 1977 году - «Синдбад и Глаз Тигра». Оба были намного слабее первой части трилогии, а последняя и вовсе изобиловала чудачествами сценариста, включая пирамиду во льдах. Но монстры Рэя Харрихаузена были все такие же, как и прежде: живые и запоминавшиеся: глаз крылатый демон, кентавр, статуя многорукой богини Кали, грифон, Минотавр, саблезубый тигр и однорогий питекантроп.

«Битва титанов»


Рэй Харрихаузен всегда старался подарить своим персонажам какую-то привычку, которая делала бы их живыми. Он всегда обдумывал физическое состояние персонажа.

Последней картиной Рэя Харрихаузеня в качестве постановщика спецэффектов стала вторая часть его мифической дилогии - «Битва титанов», увидевшая свет в 1981 году. Легендарные персонажи древнегреческих мифов: Пегас, Калеб, Кракен, Цербер и великолепная Медуза Горгона, которую Рэй создал, вдохновившись скульптурой «Персей убивает Медузу», в кадре ожили и произвели неизгладимое впечатление.

Во время съемки этой картины Рэй Харрихаузен впервые нанял двух ассистентов, так как из-за большого объема работы не успевал закончить ленту в срок.

Спустя много лет Рэй Харрихаузен признался, что не ожидал того, как долго будут жить его фильмы: «Ведь тогда все было совсем иначе. Эти фильмы считались фильмами категории «Б», фантастику всерьез никто не воспринимал. Это сейчас снимают многомиллионные блокбастеры, а тогда мы финансировались по остаточному принципу».

Кроме того


Имя Рэя Харрихаузена всегда было в почете у начинающих молодых кинематографистов. Многие режиссеры не забывали о ветеране и приглашали его в свои фильмы. Рэй несколько раз появлялся в камео в комедиях Джона Лэндиса, а, кроме того, его можно увидеть в ремейке «Могучего Джо Янга», вышедшем в 1998 году.

Рэя Харрихаузена часто приглашали на встречи с поклонниками. Особенно чтили его в Сан-Франциско - неофициальной столице индустрии спецэффектов. Именно здесь расположена штаб-квартира ILM – знаменитой компании, чьи спецэффекты можно наблюдать во множестве голливудских блокбастерах. В Сан-Франциско находится и студия Фила Типпетта – поклонника Харрихаузена и покадровой анимации. Дружба Рэя с ILM началась тогда, когда Джордж Лукас и Стивен Спилберг, преклоняющиеся перед талантом Рэя Харрихаузена, организовали его первый приезд в офис ILM, сделав первую встречу эксклюзивной – только для работников студии.

Личная жизнь


Рэй Харрихаузен был женат на Диане Ливингстон Бруке. Рэй Харрихаузен, создатель незабываемых чудовищ, наделенных характером и душой, этот бренный мир покинул 7 мая 2013 года в Лондоне в возрасте 92 лет.

Интересные факты


При работе над «Седьмым путешествием Синдбада» Чарльз Шнеер уговорил Рэя Харрихаузена застраховать руки на миллион долларов.

Модель скелета из картины «Седьмое путешествие Синдбада» Рэя Харрихаузена , с которым Синдбаду пришлось драться, позже принимала участие в создании «Ясона и аргонавтов» (вот только какая из семи - не помнил уже и их создатель).

Том Хэнкс, когда в 1992 году вручал Рэю Харрихаузену специальный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа, подметил: «Многие считают «Гражданина Кейна» лучшим фильмом всех времен и народов, другие говорят - это «Касабланка», а для меня лучшим фильмом на свете был и остается «Ясон и аргонавты».

О Рэе Харрихаузене было снято немало документальных лент, в том числе и «Пришельцы, драконы, монстры и я» - доскональное исследование творчества аниматора.

Самые ранние работы Рэя Харрихаузена были выпущены на DVD.

Творчеству Рэя Харрихаузена было посвящено немало выставок. Сразу после выхода в прокат «Битвы титанов» была смонтирована видеопрограмма, посвященная чудовищам Рэя Харрихаузена. В Музее Современного Искусства были выставлены куклы Рэя Харрихаузена, что стало доказательством того, что Харрихаузен - признанный современниками Художник.

В июне 2003 года на Голливудской аллее Славы была открыта звезда Рэя Харрихаузена.

Среди поклонников мастера были не только Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Тим Бертон, Питер Джексон и Джеймс Кэмерон, но также Джо Данте, Стэн Уинстон, Рик Бэйкер и многие другие талантливые кинематографисты.

В честь Рэя Харрихаузена назван ресторан в пиксаровском мультфильме «Корпорация монстров».

Автор – Алексей Генералов.

«Рэй Харрихаузен», статья, сайт «Википедия».
«Рэй Харрихаузен», статья, сайт «Кино-Театр».
«Рэй Харрихаузен», статья, сайт «КиноПоиск».
По материалам сети.

Последние сообщения с форума

Сообщений не обнаружено.



  • Вконтакте
  • Facebook