Звезды голливуда и мирового кино

  • Главная
  • Подписаться на новости
  • Контакты
  • Поиск
Навигация:

Фото

Vivien Leigh
(Vivian Mary Hartley)
Вивьен Ли
(Вивиан Мэри Хартли)

Дата рождения: 05 ноября 1913
Дата смерти: 07 июля 1967

Биография

05.11.1913 Дарджиллинг, Индия – 07.07.1967


Английская актриса

Лауреат премии "Оскар", лучшая женская роль (1939)
Лауреат премии "Оскар", лучшая актриса (1951)
Лауреат премии "BAFTA", лучшая женская роль (1951)


Детство


Вивьен Ли, полное имя Вивиан Мэри Хартли, родилась 5 ноября 1913 года в индийском городе Дарджилинг. Мать актрисы, Гертруда Робертсон-Ягджи, была красавицей-полукровкой с примесью то ли индийской, то ли армянской крови, что тщательным образом скрывала, но когда британский бизнесмен Эрнст Ричард Хартли, влюбившись в экзотическую красавицу, женился на ней, ему отказали в лучших домах Калькутты. Но любовь мужчины к своей жене была сильнее всех обстоятельств и вскоре новость о том, что у них родится ребенок, очень его обрадовала и он с нетерпением ждал появления ребенка на свет. Малышка Вивиан Мэри Хартли родилась спустя год в гималайской горной деревушке, подальше от частых вспышек различных эпидемий. Британскую родину Вивиан впервые увидела в шесть лет, когда после Первой мировой войны властная мать начала "лепить" из нее леди.

Актерские наклонности ребенка поощрял только отец, впервые выведший трехлетнюю Вивиан на сцену, где она выступила в составе любительской театральной группы, прочитав стихотворение "Маленькая Бо Пип". Гертруда Хартли не приветствовала это увлечение, она больше старалась привить дочери любовь к литературе и знакомила ее с произведениями Льюиса Кэрролла, Ганса Христиана Андерсена, Редьярда Киплинга и с произведениями греческой мифологии. Будучи набожной католичкой, мать девочки отдала ее в возрасте семи лет в Монастырь Святого Сердца в Англии. Царивший там аскетизм очень не нравился юной леди, но именно благодаря ему у Вивиан выработалась твердая воля и стремление двигаться к поставленной цели. В монастыре лучшей подругой Вивиан, уже успевшей к тому времени осознать свой талант и принявшей твердое решение стать великой актрисой, стала будущая актриса Морин О Салливан, с которой Вивиан нередко делилась самым сокровенным.

Учась на отлично и особенно углубляясь в историю, музыку, живопись и литературу, в конце концов девушка получила блестящее образование. А в 18 лет, решительно преодолев сопротивление матери, Вивиан поступила в Королевскую академию драматического искусства.

1930-е годы. Кинодебют и первый успех


Друзьями Вивиан была рекомендована на небольшую роль в картине "Дела идут на лад", вышедшую в 1935 году и ставшую дебютом актрисы на киноэкране. Наняв агента Джона Гиддона, заверившего ее, что ее имя не подходит для актрисы, и, отказавшись от предложенного псевдонима "Айприл Морн", она выбрала свой псевдоним "Вивьен Ли". В том же году актриса снялась в комедиях Реджинальда Декхама "Деревня Сквайр" и "Посмотри и улыбнись", снятого Бейзилом Дином.

Первый успех пришел к ней, когда Вивьен Ли в 1935 году сыграла в спектакле "Маска добродетели" - актриса получила отличные отзывы, за которыми последовали интервью и статьи в газетах. Среди этих статей была одна из "Дэйли экспресс", где журналист заметил, как "молниеносная перемена произошла на ее лице". Это был первый раз, когда публика заметила быстрые смены настроения Вивьен, выделявшие ее среди других актрис.

Cыграв второстепенные роли в вышедших в 1937 году на широкий экран картинах – Синтию в "Англии в огне", Викторию в "Буре в стакане воды" и Мадлен во "Мрачном путешествии", в следующем году Вивьен получила главную роль бездомной юной танцовщицы Либерти, выступающей наряду с сотнями других артистов на улицах Лондона после первой мировой войны, но вскоре волею случая ставшей звездой первой величины, в романтической комедии Тима Вилана "Тротуары Лондона". Молодость и красота Вивьен придала картине шарм, неповторимое очарование, заставляющее зрителей и по сей день пересматривать фильм снова и снова. Эта картина редка, у нас ее, к сожалению, ни по телевидению, ни в кинотеатрах не показывали, и лишь истинные ценители таланта актрисы знакомы с фильмом.

"Унесенные ветром". Первый "Оскар"


После роли миссис Краддок в мелодраме Джека Конуэя "Янки в Оксфорде", во время съемок в которой она заработала себе репутацию сложной и безрассудной в работе, и агенту Ли советовали предупредить актрису, что у нее будет небольшой выбор ролей, если она не изменит свое поведение, - судьба преподнесла Вивьен грандиознейший сюрприз – актрисе была предложена роль, сделавшая ее в одночасье знаменитой на весь мир.

В то время роман Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" был чуть ли не национальным достоянием США, и, когда стало известно, что готовится его экранизация, вся Америка внимательно следила за тем, кто будет играть главные роли в будущем фильме, у которого уже авансом намечался огромный успех. На роль главной героини Скарлетт О Хара претендовали почти полторы тысячи актрис, включая самых прославленных звезд Голливуда. Когда продюсер остановил свой выбор на англичанке Вивьен Ли, многих одолевали сомнения, ведь она еще не была в то время "знаменитой Вивьен Ли". Актриса говорила журналистам: "Я видела себя в роли Скарлетт О Хара", а кинокритик Лежон вспомнил разговор того времени, в котором Ли "потрясла нас всех" своим утверждением, что Лоуренс Оливье (с которым у актрисы начался бурный тайный роман всей ее жизни) "не будет играть Ретта Батлера, но я буду играть Скарлетт О’Хара. Подождите и вы увидите!".

Именно так все и случилось, и в вышедшей в 1939 году ленте Вивьен сыграла настолько блестяще, что американцы признали ее за свою. Из десяти премий "Оскар", выигранных "Унесенными ветром", была и премия за лучшую женскую роль, которой была удостоена Вивьен за воплощение образа легендарной неподражаемой Скарлетт о Хара. Она также выиграла награду как лучшая актриса, полученную от "New York Film Critics Circle".

После этого оглушительного успеха Вивьен говорила: "Я – не кинозвезда. Я – актриса. Быть кинозвездой – просто кинозвездой – это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актерство это надолго и в нем всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть".

"Мост Ватерлоо" и "Леди Гамильтон"


Неслыханная слава Вивьен Ли, прогремевшая по обе стороны Атлантики, послужила хорошим подспорьем для последующих ее работ – почти все они воспринимались как зрителями, так и критиками "на ура".

Сыграв вместе с Лоуренсом Оливье в вышедшей в 1940 году драме Бэйзила Дина "21 день", явившейся экранизацией романа Джона Голсуорси, Вивьен Ли приняла участие в съемках военной драмы Мервина ЛеРоя "Мост Ватерлоо", экранизации одноименной пьесы Роберта Э. Шервурда. Во время бомбежки в Лондоне на мосту Ватерлоо знакомятся и влюбляются друг в друга молоденькая балерина Майра и красавец-офицер Рой Кронин (сыгранный Робертом Тейлором). Предложив даме руку и сердце и получив согласие, внезапно он, исполняя приказ, вынужден отправиться на фронт. За роман с военным строгая преподавательница исключает Майру из балетной труппы, а вскоре в одной из газет в списках погибших она видит фамилию Роя... Отчаяние, безденежье и безработица приводят несчастную на панель...

Популярная пьеса Роберта Е.Шервуда (4-х кратного обладателя премии Пулитцера, автора сценария таких шедевров, как "Лучшие годы нашей жизни" и "Ребекка"), экранизировалась 3 раза. В экранизации 1956 года ("Габи") роль Майры исполняла балерина и актриса Лесли Кэрон, но наиболее знаменитой остается версия 1940 года благодаря блистательному романтическому дуэту: самая знаменитая после "Дамы с камелиями" (с Гретой Гарбо) роль Роберта Тейлора плюс очередной грандиозный успех Вивьен Ли в США после роли Скарлетт О'Хары.

Еще не "очнувшись" от недавней бешеной славы героини и все еще находясь под впечатлением от роли Скарлетт в "Унесенных ветром", зрители буквально боготворили нашу героиню. Но и игра ее была безупречной – так тонко, точно и правдоподобно передавать всю гамму сменяющих друг друга эмоций еще не мог никто.

То же самое можно сказать и о следующей картине с Вивьен Ли и Лоуренсом Оливье в главных ролях – ставшая популярной у нас художественная лента Александра Корда "Леди Гамильтон", вышедшая в 1941 году. Холодным вечером в одной из лавок за кражу бутылки вина арестована плохо одетая женщина. Сидя в тюремной камере, она рассказывает о своей жизни и трагической любви... Это - печальная исповедь знаменитой Леди Гамильтон.

Восхитительные декорации, прекрасная работа режиссера и оператора по достоинству были оценены критиками. Вивьен Ли сыграла одну из лучших своих ролей - ей удалось воплотить образ настоящей английской леди, в отличие от других актрис, исполнивших роль Гамильтон в двух других экранизациях.

Эта роль утвердила статус Ли как голливудской звезды, и фильм был не только одобрен критиками и популярен среди зрителей, но стал любимым фильмом самой актрисы. Фильм пользовался огромным успехом не только в США и Великобритании, но и в бывшем СССР. Уинстон Черчилль, организовав закрытый показ, на котором присутствовал Франклин Рузвельт, в конце показа обратился к пришедшим, сказав: "Джентльмены, мне показалось, что этот фильм заинтересует вас, он показывает великие события, подобные тем, в которых вы только что принимали участие". С тех пор Оливье и Ли стали любимцами Черчилля, по некоторым сведениям, посмотревшего картину не менее 83 раз, - до конца своей жизни он приглашал их на званые обеды, а Вивьен считал примером для подражания.

Продолжение карьеры


Но не одними лишь победами были увенчаны работы Вивьен – ее совместная с Лоуренсом постановка пьесы "Ромео и Джульетта" для Бродвея оказалась провальной. Нью-Йоркские газеты публиковали обвинительные статьи о безнравственности актеров, осуждая их любовную связь (ведь оба в то время состояли в законных браках), и критиками постановка не была оценена должным образом. Брукс Аткинсон из "Нью-Йорк таймс" писал: "Несмотря на молодость и красоту мисс Ли и мистера Оливье, это вряд ли можно назвать актерской игрой". В то время как большинство критиков ругали игру и постановку Оливье, один журналист написал про Ли, что ее голос похож на голос продавщицы. Оливье и Вивьен вложили большую часть накопленных ими средств в эту постановку, и ее провал оказался для них катастрофой.

В 1945-1948 годах актриса сыграла главные роли в исторической драме Габриэля Паскаля "Цезарь и Клеопатра" и экранизации романа Л. Толстого "Анна Каренина", но эти картины уже не имели того громкого успеха. В противовес им лондонская постановка Торнтона Уалдера "The Skin of Our Teeth", в которой актриса сыграла в это же время, была успешна.

Вивьен Ли вместе с Лоуренсом Оливье отправилась в турне по Австралии и Новой Зеландии, целью которого был сбор средств для театра Олд-Вик. Турне имело огромный успех, несмотря на то, что Ли уже в то время была больна туберкулезом и сильно страдала от бессонницы. Целую неделю, пока Вивьен болела, ее роли была вынуждена исполнять дублерша.

"Трамвай Желание" - пьеса и фильм. Второй "Оскар"


Успех турне приободрил пару, и они впервые появились вместе в Вест-Энде, играя те же спектакли и добавив "Антигону". На этом настояла Вивьен, так как она всегда мечтала попробовать свои силы в трагической роли. Вскоре Ли добилась роли Бланш ДюБуа в Вест-Энде, в постановке по пьесе Теннеси Уильямса "Трамвай желание" и была утверждена на роль после того, как автор пьесы и продюсер увидели ее игру в других спектаклях. Пьеса содержала намеки на изнасилование, гомосексуализм и беспорядочные связи, вокруг нее в средствах массовой информации велись жаркие споры и дискуссии, из-за которых Вивьен волновалась еще больше. Игру Ли в этой пьесе много критиковали - говорили, что она совершенно не подходит для этой роли, а британские актеры слишком хорошо воспитаны, чтобы проявлять подобные эмоции на сцене. Конечно же, Оливье, ставший режиссером постановки, и Ли были огорчены этими рецензиями, но интерес публики обеспечил постановке коммерческий успех.

Было уже сыграно 326 спектаклей "Трамвая Желание", после чего Вивьен пригласили принять участие в создании киноверсии этой постановки. Ее зачастую непристойное чувство юмора помогло в общении с Марлоном Брандо, также участвовавшем в картине, но с режиссером Элиа Казаном у Вивьен отношения не складывались - он не ценил ее как актрису, говоря, что у нее нет большого таланта. Однако в процессе работы Элиа Казан уже начал восхищаться ее решимостью отличаться от всех остальных актрис своего времени: "Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль". А сама Вивьен Ли говорила, что роль очень выматывает ее: "Девять месяцев я была Бланш ДюБуа, и она до сих пор управляет мною".

Эта картина, вышедшая в 1951 году, имела большой успех и среди зрителей, и среди критиков - рецензии на фильм были отличные, и Ли была удостоена своего второго "Оскара" в номинации "Лучшая актриса", а также стала лауреатом премии "BAFTA" за лучшую женскую роль. Самой большой похвалой, признанием верхом совершенства актерского мастерства Вивьен стали слова Теннеси Уильямса, сказавшего, что в игре Вивьен "было все, что я хотел, и больше, чем то, о чем я мечтал".

Последние работы


Прогрессирующая болезнь, отразившаяся на психике актрисы, подорвали здоровье Вивьен, однако она продолжала играть в спектаклях, снялась еще в двух фильмах и получила "Тони" за роль в бродвейском мюзикле "Товарищ". Она старалась доказать всем - и самой себе, что еще молода, прекрасна, полна сил. "Я буду играть до 90 лет", - говорила она. Но силы изменяли. После спектаклей на Бродвее, где актриса выступала в музыкальной комедии, нередко приходилось вызывать врача, а в Лондон с гастролей ее и вовсе привозили на носилках. Последним ее фильмом стала военная драма Стэнли Крамера "Корабль дураков" по роману К. А. Портер, где Вивьен исполнила роль Мэри.

Личная жизнь. Трагедия великой актрисы


Раннее замужество Вивьен, сразу же после школы, с адвокатом Ли Холманом, который был старше ее на 14 лет, оказалось неудачным. Ее любимым актером в то время был Лесли Хоуард, поэтому и мужа она выбирала похожим на своего кумира внешне, не более того. Через год у них появилась дочь Сюзанна, однако Вивиан, задыхаясь от навязанной ей роли домохозяйки, не оставляла мечты об экране и сцене. Муж был против этих планов, и все же Вивиан удавалось играть крошечные роли в рекламных роликах, эпизоды в кино, в театре.

Легендарный Лоуренс Оливье, впервые увидев Вивьен именно в триумфальной "Маске добродетели", поздравил ее в отличным выступлением, после чего между ними завязались дружеские отношения. Но немногим позже, играя любовников в голливудском фильме "Англия в огне", Ли и Оливье поняли, что их отношения переросли в нечто гораздо большее, нежели дружба. Для Вивьен это стало настоящим потрясением - ее кумиром и в сердце, и в искусстве стал Лоуренс. Но актер был женат, сама Вивьен тоже была замужем, и поначалу их отношения оставались просто симпатией. Позже Оливье вспоминал, что его заворожила "удивительная, невообразимая" красота Вивьен.

Ни жена Лоуренса Оливье, ни муж Вивьен Ли долгое время не давали развода. Звездная пара смогла официально обвенчаться только через шесть лет, когда Вивьен была уже знаменитой на весь мир.

В 1944 году у актрисы проявились первые симптомы болезни - кашель и лихорадка. Спустя год ей был поставлен диагноз — туберкулез левого легкого, однако, проведя несколько недель в больнице, Вивьен почувствовала заметное облегчение и решила, что болезнь оставила ее. Весной она сыграла в фильме "Цезарь и Клеопатра", в это же время выяснилось, что Вивьен ждет ребенка, но к несчастью, беременность завершилась выкидышем. Болезнь плюс проблемы с беременностью подействовали на психику актрисы, начались припадки безумия, во время которых Вивьен бросалась на мужа с кулаками, а потом ничего не помнила. Однажды в припадке безумия Вивьен Ли даже пыталась выпрыгнуть на ходу из самолета.

Ее лечили и от туберкулеза, и от психического расстройства, доходило до ужасных сеансов электрошока, но становилось только хуже. Вивьен была не слишком прилежной пациенткой, она считала, что лучшее лекарство - это любовь Ларри. Однако прогрессирующая болезнь и бесплодные попытки завести детей приводила и Лоуренса, и Вивьен ко все большему и большему отчаянию.

Устав от безнадежности, Лоуренс Оливье завел роман с молодой актрисой Джоан Плоурайт. В день 45-летия Вивьен он подарил супруге безумно дорогой "роллс-ройс" и тут же объявил о разводе. Это стало для Вивьен Ли тяжелейшим ударом, но впоследствии она никогда и никому не позволяла плохо отзываться о Ларри. Несмотря на то, что возле нее всегда находились мужчины - от новых до старых друзей - Вивьен так и не пошла на любовные приключения ни с кем из них, надеясь, вопреки здравому смыслу, что Лоуренс еще вернется к ней…

Только волевой характер девочки из монастырской школы позволил Вивьен еще несколько лет находить силы, чтобы улыбаться и шутить, быть добрым другом для своих друзей, оставаться великой актрисой, продолжающей восхищать поклонников театра и кино. Но всему приходит конец. В последних числах мая 1967 года лечащий врач сообщил Вивьен, что туберкулез захватил оба легких, что положение критическое и надо немедленно ложиться в больницу. Уставшая от бесполезного лечения Вивьен отказалась. А через полтора месяца, 7 июля 1967 года, величайшая актриса ХХ века скончалась. Ей было чуть больше пятидесяти лет, ее талант еще не иссяк, она могла еще и танцевать на сцене, и играть трагедию. Но злой рок сделал трагедией ее жизнь и смерть. Последний ветер унес Вивьен Ли в теперь уже посмертную славу.

По завещанию актрисы, ее тело кремировали, а прах развеяли над небольшим озером в ее имении Восточный Суссекс.

Интересные факты


Ли надеялась работать вместе с Оливье и пробовалась на роль в фильме "Ребекка", режиссером которого был Альфред Хичкок. После ее кинопроб Селзник написал: "Она играет недостаточно искренне и взросло". Режиссер же заметил, что она не проявляла никакого энтузиазма до тех пор, пока главную роль не отдали Оливье. В итоге на роль утвердили Джоан Фонтейн.

Вивьен также не получила роль в фильме "Грозовой перевал", где Оливье играл роль Хитклиффа. Продюсер картины Сэмюэл Голдвин и режиссер Уильям Уайлер предложили Вивьен роль второго плана, Изабеллу. Но она отказалась, заявив, что будет играть только главную роль, Кэти, однако эта роль была отдана Мерл Оберон.

Во время турне по Австралии и Новой Зеландии участники труппы позднее вспоминали скандалы, случавшиеся, например, в Крайстчерче, когда Ли отказалась выходить на сцену. Оливье дал ей пощечину, но Ли не осталась в долгу – в ответ ударив Лоуренса по лицу, она вышла на сцену. К концу турне оба были измотаны, опустошены и больны. Оливье в интервью признался журналистам: "Возможно, вы не замечаете, что разговариваете с парой остывающих трупов".

Несколько лет спустя после успеха "Трамвая Желание" Вивьен Ли скажет, что именно роль Бланш ДюБуа привела ее к безумию.

Автор - Милена

Использованные материалы:
"Вивьен Ли: Унесенная злым ветром", статья, сайт "Аргументы и Факты";
"Вивьен Ли", статья, сайт "Peoples.ru";
"Вивьен Ли. Биография", сайт "Википедия";
"Вивьен Ли", сайт "Кино-театр".

Последние сообщения с форума

Сообщений не обнаружено.



  • Вконтакте
  • Facebook