Звезды голливуда и мирового кино

  • Главная
  • Подписаться на новости
  • Контакты
  • Поиск
Навигация:

Фото

Zigmund Mogulesko
Зигмунд Могулеско
(Зейлик Могилевский)

Дата рождения: 16 декабря 1858

Биография

16.12.1858, Калараш - 04.02.1914, Нью-Йорк, США



Еврейский актер-комик, артист оперетты, режиссер, антрепренер, композитор


Начало


Зигмунд Могулеско (известен также как Зелик, Зелиг и Зигмунт Могулеско; настоящие имя Зейлик Могилевский) родился 16 декабря 1858 года в бессарабском местечке Калараш Оргеевского уезда. Его отец умер, когда мальчику было девять лет, и мать была вынуждена выйти замуж вторично. Зейлика же отдали на обучение к местному каларашскому кантору Йосефу Геллеру, в хоре которого он служил певчим на протяжении последующих трех лет на полном содержании: 5 рублей за первый год, 10 рублей за второй и 15 рублей за третий год обучения.

Музыкальные способности мальчика быстро привлекли к нему внимание и когда ему не было еще и тринадцати лет, его заметил знаменитый кишиневский кантор Нисн Белцер, и Зейлик переехал в Кишинев, чтобы поступить к нему певчим. Теперь его годовой заработок составлял 60 рублей (плюс 12 % от доходов хора) при среднем заработке синагогального певчего в 18 рублей в год.

Через некоторое время набиравшего известность певчего пригласил к себе кантор бухарестской Большой хоральной синагоги Купер, где он выступал уже солистом. Одновременно Могилевский начал брать уроки в бухарестской консерватории, а в 1874 году был ангажирован гастролировавшей в Бухаресте французской опереточной труппой, которая сделала несколько постановок на румынском языке. В труппе он познакомился со своими погодками, будущими актерами Лазарем Цукерманом, Симхой Дынманом и Мозесом Вальдом, с которыми организовал собственный хор, гастролировавший по городам Румынии под названием "Corul Izraelit" или "Еврейский хор".

Начало театральной жизни


Когда его голос начал меняться, Могилевский бросил музыку и два года работал ткачом, но к 18 годам вернулся к кантору Куперу хормейстером и постепенно приобрел известность своей небывалой способностью к имитации голосом и пантомимой. Весной 1877 года в Бухаресте гастролировала труппа основоположника современного еврейского театра Аврума Гольдфадена, организованная им за год до того в Яссах.

Могилевский успешно прошел прослушивание, настолько обратив на себя внимание Гольдфадена, что тот, основываясь на исполненной Могилевским сценке "Маменькин сынок", написал специально для молодого актера впоследствии необычайно знаменитую оперетту "Шмендрик" (от героя которой это слово и стало вскоре нарицательным). Эта первая же роль Могилевского превратила его в центральную фигуру современного еврейского театра и по существу считается первой значительной ролью в его истории.

Помимо "Шмендрика, или комической свадьбы", он был занят и в других водевилях Гольдфадена, среди них "Бабушка с внучкой", "Интрига, или сплетница Двося", уже тогда проявляя особенный интерес к комическим женским ролям. С труппой Гольдфадена он гастролировал в Галаце, играл на сцене Летнего театра в парке на Большой улице в Яссах, в знаменитой "Жигнице" и в театре на Каля Вэкэрешть в еврейском квартале Бухареста, — центральных подмостках еврейского театра Румынии вплоть до Первой мировой войны. Первую трагическую роль молодой артист сыграл в пьесе "Необитаемый остров" Августа фон Коцебу, где его партнером по сцене был Исрул Гроднер.

Еврейский театр в России


Какое-то время Могилевский гастролировал с труппой Аврума Фишзона в Румынии, пока Гроднер не организовал собственную труппу, в которую пригласил и Могилевского. Помимо Гроднера и Могилевского, в труппе играли Анетта Гроднер, Дувид Блюменталь, Яков Спиваковский и другие известные актеры того времени. В 1879 году Могилевский поступил в труппу Н. Шайкевича в Кишиневе и уже здесь в афишах впервые появился актерский псевдоним Зейлик Могулеско. А еще через год на сцене Мариинского театра в Одессе начались гастроли "труппы Зейлика Могулеско из Бухареста", которая в различных своих инкарнациях доминировала на одесской сцене на протяжении последующих трех лет.

Могулеско выступал как в роли режиссера-постановщика, так и ведущего актера труппы. Труппа провела в Одессе весь театральный сезон 1880—1881 года, репертуар в основном составляли пьесы ясского драматурга Иосефа Латайнера "Одержимый бесом", "Анчл-шистер", "Ентэ Пипернутэр", "Польский богомолец", "Два Шмил-Шмелки", "Любовь Иерусалима" и другие. Выступал Могулеско и как куплетист.

Вслед за Одессой последовали длительные гастроли в Кишиневе, Николаеве и Полтаве. В конце октября того же года Могулеско вернулся в Одессу уже в составе "труппы Осипа Лернера", которая на поверку оказалась все тем же исходным "товариществом еврейских артистов Зейлика Могулеско". Следующие два сезона труппа О. Лернера целиком провела в Одессе, в ней появились несколько новых актеров, среди них Хаим Тайх, Аба Шейнгольд, Мойше Зильберман и один из постоянных в будущем напарников Могулеско тоже бессарабец Мойше Финкель с женой актрисой Анеттой Шварц. Одно время хором управлял местный кантор Гиршнфельд (дед Исаака Дунаевского), который ранее работал у Гольдфадена.

За годы в Одессе Могулеско приобрел широкую популярность, в том числе и среди не владеющей еврейским языком публики, как мим, артист музыкальной комедии и оперетты. Особенно хорошо ему удавались роли старух и женские роли вообще, в том числе кухарка Песя в "Ростовщике" Шайкевича, бобэ Яхнэ — баба Яга в "Колдунье" Гольдфадена, бобэ Ховэ — баба Ева в "Одержимом бесом" Латайнера.

Начав сезон 1881—1882 года в Мариинском театре — второй по величине театральной площадке города, труппа Лернера вскоре перебралась на сцену Театра ремесленников и промышленников, а "постный сезон" провела на сцене Большого театра Фаркатти. Следующий сезон труппа вновь играла на сцене Мариинского театра и Большого театра Фаркатти. Летом того же года труппа уехала в Кишинев, где ее и застал запрет, наложенный на "еврейский театр на жаргоне" в России указом министра внутренних дел генерал-лейтенанта Оржевского от 14 сентября 1883 года. Внятные причины запрета изложены не были, но просуществовал он с небольшим перерывом вплоть до Февральской революции 1917 года.

Еврейский театр в Румынии


С запретом еврейского театра в России, большинство еврейских актеров перебрались в Румынию, где к тому времени имелась довольно многочисленная, говорящая на идише публика. Здесь Могулеско вместе с Мойше Финкелем вновь организовал свою труппу на основе прибывших вместе с ним из Кишинева начинающих актеров Дувида Кесслера, Зейлика Файнмана и совсем молодого Леона Бланка. Бухарестский театр Могулеско в "Жигнице" превратил район в центр еврейской культурной жизни города. Большую часть репертуара составили водевили и оперетты, а отдельные постановки осуществлялись и на румынском языке. В период разногласий со своим компаньоном Финкелем, Могулеско покинул труппу и провел одно лето, выступая с эстрадными куплетами в летнем кабарэ вместе с наспех сформированным дя этой цели квартетом. "Труппа Могулеско" без его участия, однако, такого успеха уже не имела и вскоре они с Финкелем вновь объединились.

В 1886 году Могулеско посетил Нью-Йорк, где в ту пору еще не было собственного еврейского театра, но была уже готовая к нему публика из числа недавних иммигрантов. Могулеско вернулся в Бухарест и меньше чем через год вновь появился в Нью-Йорке вместе с костяком бессарабцев — Файнманом, Финкелем, Кесслером и Бланком. Здесь они тотчас воссоздали труппу Зигмунда Могулеско — первую профессиональную еврейскую труппу в Америке — и вскоре приобрели такую же популярность, какая сопутствовала им в Бухаресте.

В Америке


Поначалу труппа Могулеско базировалась в Union Theater на нижнем Истсайде Манхэттена и к ней присоединился знаменитый в будущем, а тогда только приехавший из Лондона трагик, основатель театральной династии Яков Адлер. К 1889 году Могулеско основал там же, на нижнем Истсайде "Румынский Оперный Театр", в основном ориентированный на музыкальную комедию и мелодраму. Вместе с тем, помимо оперетт Файнмана, Зигмунд Могулеско ставил и специально написанные для его театра музыкальные драмы И. Латайнера, как например четырехактную историческую оперу "Юдифь и Олоферн", "Скрипку Давида", "Профессора Гурвица" и другие.

В последующие годы он также написал музыку к пьесам Гольдфадена "Бен-Ами, или сын моего народа", Латайнера "Еврейское сердце", Аншл Шора "Первая любовь", поставленным в театре Thalia. Ряд песен и композиций, первоначально написанных для этих постановок, вскоре приобрели собственную жизнь, положив начало современной еврейской эстраде. Только с 1895 года на них стало распространяться авторское право, тогда как многие сочиненные ранее песни распространялись свободно и превратились в народные еще при жизни автора. Самой известной из сочиненных им песен стала "Хусн-калэ, мазлтов!" (Поздравляем молодоженов) из оперетты "Цветок", широко исполняемая по сей день. Могулеско и сам зачастую выступал с бенефисами и программами еврейских песен собственного сочинения на подмостках различных еврейских театров, быстро застроивших Вторую авеню.

В середине 1890-х годов Файнман с Кесслером отделились и создали собственную труппу Thalia Theatre, Мойше Финкель основал National Theater, специально для которого привез в Нью-Йорк знаменитого впоследствии Бориса Томашевского. Файнман однако продолжал писать как для собственной труппы, так и для Румынского оперного театра, где иногда играл вместе со своей женой актрисой Диной Файнман. После отделения, а затем и отъезда Файнманов в Лондон в 1906 году, Могулеско по вынужденности начал писать оперетты для своей труппы сам. Так появились "Киндэр, киндэр", "Дос пэкэлэ", "Красавица Мария", "Блюмочка", "Молодожены".

Европейские гастроли и снова в Америке


После продолжительных гастролей в Лондоне и Галиции, в июне 1906 года Могулеско с триумфом вернулся в Бухарест с новыми постановками пьес Шомера "Эмигранты", Якова Гордина "Неизвестный" и "Большое счастье". После многолетнего перерыва труппа вновь расположилась в "Жигнице", теперь именуемой "Театр Лейблиха". По возвращении в Нью-Йорк в 1908 году был режиссером и играл в Thalia Theatre Кесслера, в следующем году — в Национальном театре. В эти годы Могулеско страдал раком горла и играть, а особенно петь, ему становилось все труднее.

Могулеско умер в Нью-Йорке в 1914 году. Некролог, опубликованный в газете Нью-Йорк Таймс заканчивался словами: "Никогда еще не приходилось видеть среди англоязычной публики столько сожаления о смерти еврейского актера, целиком посвятившего жизнь своей профессии".

Автор - Алексей

Источники информации:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Последние сообщения с форума

Сообщений не обнаружено.



  • Вконтакте
  • Facebook