Биография
13.08.1899, Лондон, Великобритания — 29.04.1980, Лос-Анджелес, США.
Британо-американский режиссер, продюсер, сценарист, актер
Лауреат премии Нью-йоркской гильдии кинокритиков (1938)
Удостоен почетного "Оскара", "мемориального приза имени Ирвина Тальберга" (1967)
Отмечен премией "За достижения всей жизни" (1978)
Детство, юность
Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в Лондоне в семье скромного торговца фруктами. Родители Хичкока были строгими католиками. Однажды, когда ему было четыре или пять лет отец даже отправил его в местный полицейский участок с запиской. Начальник участка прочел ее и запер мальчика на несколько часов в камере, сказав, что так они якобы поступают с непослушными детьми.
В 1906 году родители отдали Альфреда в иезуитский колледж св. Игнатия. Он обучался математике, английскому и французскому языкам, пению, хорошим манерам. В заведении царила суровая дисциплина и за малейшую провинность воспитанники подвергались наказанию резиновой палкой.
После колледжа он поступил в Инженерно-навигационную школу, где изучал механику, акустику и навигацию, параллельно изучая искусствоведение в Лондонском университете.
В разгар Первой мировой войны Альфред Хичкок записался на фронт добровольцем, но из-за непомерной полноты его определили в резерв и усиленно обучали подрывному делу.
После недолгого армейского кошмара Альфред поступил на работу в рекламный отдел Телеграфной компании Хенли.
Британский период творчества
В 1920 году, узнав, что в Лондоне открылась киностудия "Ласки", Альфред Хичкок устроился туда художником титров. Спустя два года, когда заболел режиссер фильма "Всегда рассказывай обо всем своей жене" 1922 года, ему было предложено закончить киноленту. Продюсеры оценили эту работу и предложили молодому человеку постановку фильма "Номер 13" следующего года. К сожалению, до завершения съемок лондонское отделение этой киностудии прекратило свое существование.
Талантливому юноше, тем не менее, не пришлось долго оставаться без работы, его принял продюсер Майкл Бэлкон на должность помощника режиссера в компанию, известную позже как "Гейнсборо пикчерз". В действительности Хичкок выполнял работу и сценариста, и художника титров, и художника-постановщика. Приняв участие в нескольких постановках этой студии, Хичкок получил предложение поставить англо-германского проект 1925 года "Сад наслаждений", работу над которым можно и назвать началом его режиссерской карьеры.
Большой популярностью у зрителей пользовался фильм Хичкока "Горный орел" 1926 года, снятый в детективном жанре. За ним сразу последовали ленты "Жилец" и "Звонок", в которой Хичкок впервые обратился к жанру триллера и использовал для развития сюжета прежде всего визуальные средства. Из его дальнейших немых фильмов выделилась только спортивная драма "Даунхилл", снятая в той же энергичной манере. Хичкок успешно продолжал разрабатывать свою стилистику. Так в 1928 году появились работы "Жена фермера", "Легкий поворот", "Шампанское".
Звуковое кино
Спустя год режиссер снял первый английский звуковой триллер "Шантаж" с Анни Ондри, Сарой Оллгуд и Чарлзом Пэйтоном в главных ролях. Снимая фильм, Альфред Хичкок каждый раз скрупулезно разрабатывал биографию героя, уяснял, какого цвета волосы у его ни разу не появившейся на экране жены, как звали его покойную тетю и черепаху, которую ему подарили на пятилетие. О том, что он в мельчайших деталях разрабатывал маршруты и планы, не приходится и говорить. Позднее это перешло в манию.
В 1930 году Альфред Хичкок порадовал всех работами "Зов Элстре", где использовал прием нагнетания напряжения, "Интрижка с последствием", "Юнона и Павлин" с Сарой Оллгуд, Эдвардом Чепмен, Джоном Лори. Начиная с фильма "Убийство" этого же года, Хичкок почти никогда больше не отходил от жанра триллера. Он сознательно стремился развлекать, но не пассивно, а управляя с экрана эмоциями и чувствами зрителей, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта.
В фильме 1931 года "Богатый и странный" впервые и с блеском проявился его неповторимый черный юмор, ставший неотъемлемой чертой его творческого почерка. До сих пор остается эталоном комедийного триллера детектив "39 ступеней" 1935 года выпуска. Принеся в жертву захватывающему сюжету правдоподобие, логику, связность повествования режиссер только выиграл от этого. Высоко оцененный критиками по обе стороны океана, фильм пользовался также и огромным коммерческим успехом.
Ленты 1936 года "Секретный агент" по рассказам Сомерсета Моэма и "Саботаж" по роману Джозефа Конрада "Секретный агент" были менее удачными в целом, но содержали немало стилистических находок и типично хичкоковских "ударных" эпизодов. А вот фильм 1937 года "Молодой и невинный" — романтический триллер, состоящий из одной длительной погони, — вновь вернул режиссера в его родную киностихию.
Картина "Леди исчезает" следующего года стала безоговорочным шедевром и принесла Хичкоку премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков за лучшую режиссуру. Это событие очень обрадовало и воодушевило Хичкока.
В 1939 году режиссер получил предложение от легендарного голливудского продюсера Дэвида Селзника поработать в Голливуде. Последний английский фильм Хичкока "Таверна Ямайка" оказался неудачным, и режиссер решил переехать в США.
Американский период
Альфред Хичкок любил свой город, свою ухоженную квартиру и свой загородный дом в уютной деревушке Гринвич-Хилл, но когда Дэвид Селзник пригласил его в свою команду, Хичкок со страхами и колебаниями перебрался в Соединенные Штаты. Это произошло после того, как он начал работать в Голливуде. Он демонстративно отказывался от всего, что не было связано с работой: не ходил на приемы, не заводил близких друзей, ничего не желал и ничем не увлекался.
Свою жизнь он посвятил работе, которая позволяла ему, 167-килограммовому, уродливому, странному, никогда не знавшему, что такое настоящая любовь сыну зеленщика, почувствовать себя сверхчеловеком. Никто другой не умел так подавать зло и насилие. Альфред Хичкок пугал людей, играл на темных, иррациональных сторонах человеческой души. Зло было его рабочим инструментом: используя его, он решал свои профессиональные задачи. Его партнером был не рогатый черт из детских книжек - Альфред Хичкок служил метафизической, не имеющей облика и названия темной силе. Он словно заключил с ней какую-то особую сделку, суть которой была предельно ясна: одна сторона получает признание и славу, другая - воспетую гением красоту убийства.
Первый голливудский проект - романтическая история с уклоном в жанр готических ужасов "Ребекка" 1940 года с актерами Лоуренсом Оливье и Джоан Фонтэйн. Сюжет картины был подобран режиссеру продюсером Дэвидом О. Селзником, воодушевленным своим успехом после "Унесенных ветром". В основе - готический роман с приведениями Дафны дю Морье: богатый вдовец ухаживает за девушкой, и она ни на минуту не сомневается, что судьба ей улыбнулась, и она нашла любимого человека. И сразу огромный успех: первый американский фильм Альфреда Хичкока, принес ему "Оскара" за "Лучший фильм" и вошел в пятерку самых кассовых кинолент проката США 1940 года. Правда, статуэтка за лучшую режиссуру на этот раз досталась не Хичкоку, а Джону Форду.
Продолжение карьеры
Фантазия выпускника иезуитского колледжа работала вовсю. Хичкок умел угадать тайные страхи и фобии публики и умело вытаскивал их наружу. А ведь и первобытного, и современного человека страшила только одно - непознаваемость мира, темные силы, которые могут проявиться в чем угодно. Так работа "Дом на берегу залива" 1940 года поразила зрителей обилием напряженных моментов. А шпионский триллер "Иностранный корреспондент" немного и пострадал от слишком фрагментарного сюжета, но зато включил в себя ряд классических эпизодов.
Закрепив за собой статус одного из ведущих режиссеров Голливуда, в годы Второй Мировой Войны Хичкок выпускал одну за другой мастерски сделанные кинокартины, выполненные в жанре детектива. За фильмом "Мистер и миссис Смит" 1941 года последовали подряд несколько крупных удач. Из них наиболее яркой стала история о подозревающем муже "Подозрение" с актером Кэри Грантом и "Диверсант".
В криминальной картине "Тень сомнения" 1943 год Хичкок предпринял редкую для него попытку построения напряженного сюжета не столько на острых ситуациях, сколько на характерах персонажей - этот фильм он называл позднее своим любимым. А может быть, это была и заслуга Терезы Райт, Джозефа Коттэна и Макдональда Кэри, отлично сыгравших своих персонажей. История же о горстке людей, оказавшихся в лодке посреди океана в ленте "Спасательная шлюпка" 1944 год была выдвинута на "Оскар" в номинации лучший режиссер, но и в этот раз долгожданный режиссерский Оскар ускользнул от мэтра. Далее Хичкок приступил к съемкам фильмов "Бон вояж" и "Приключение мальгаче".
В 1945 году вышел один из самых знаменитых фильмов режиссера "Завороженный", в котором Хичкок отдал должное модной тогда теме сюрреализма. Для создания декораций в эпизоде сна привлекался сам Сальвадор Дали. Роль психиатра исполнил великий русский актер-эмигрант Михаил Чехов. "Завороженный" выдвигался на "Оскар" как лучший фильм года, но получил приз только за лучшую музыку. Во время Второй мировой войны Хичкок снял шесть уголовных драм и одну салонную комедию. Все они имели успех у продюсеров, критики и публики. Во время войны он снял также две пропагандистские ленты среднего метража для британского Министерства информации.
И новый успех, романтический детектив о шпионах "Дурная слава", в котором Альфред Хичкок во второй раз работал с актрисой Ингрид Бергман и во второй же раз — с актером Кэри Грантом. Оба они — легенды кино. Хичкок вообще предпочитал работать со звездами, хотя считал, что актер второстепенен по отношению к сценарию или монтажу и именно ему приписывается фраза: "Разве я говорил, что актеры — скот? Нет, я просто говорил, что с ними надо обращаться, как со скотом".
Конец 1940-х — не слишком удачный период в творчестве Хичкока. После фильма "Дурная слава" и неудачной ленты 1947 года "Дело Парадайна" Хичкок поставил свою первую цветную картину "Веревка" 1948 года. Ее действие было ограничено рамками одной комнаты, поэтому Хичкок решил использовать экспериментальный метод непрерывной съемки, снимая тщательно отрепетированные десятиминутные сцены и останавливая камеру лишь для того, чтобы зарядить новый рулон пленки.
1950-е годы
Он повторил этот же эксперимент, но менее удачно в провальной драме "Под жалом Козерога", а после снятого в Лондоне затянутого детектива "Страх сцены" 1950 год многие критики сочли, что Альфред Хичкок исчерпал себя. Он триумфально опроверг все одним из своих самых тонко выверенных фильмов 1951 года "Незнакомцы в поезде", сценарий которого по роману Патриции Хайсмит написал Рэймонд Чандлер. Сильный актерский состав, а в картине снялись актеры Фарли Грейднжер, Роберт Уокер, Гай Хейнс, добавил популярности работе. Интересная история в духе Хичкока, где грейнджер, удачливый теннисист, познакомился в поезде с эксцентричным и вспыльчивым Бруно Энтони. У обоих в жизни есть человек, без которого им было бы гораздо лучше. Гай стремится избавиться от своей жены, а Бруно от тирана-отца. Последний спланировал "идеальное убийство".
Подавленные желания режиссера оборачивались комплексами, которые Хичкок изживал при помощи своего искусства. Нож, решетка, наручники, ножницы, гильотина - все, что терзает, что вонзается в человеческое тело, - в фильмах Альфреда Хичкока несло мощный эротический подтекст. Ледяных, недоступных, сексуальных блондинок у него хватали, заковывали в наручники и, всячески унижая, тащили в полицейский участок - такого рода эпизоды доставляли Хичкоку особое удовольствие.
Пятидесятые годы стали кульминацией Хичкоковского творчества, тогда он снял ряд своих лучших картин. Спустя три года одним из лидеров кинопроката стал детектив "Окно во двор" 1954 года, в котором на протяжении повествования камера не покидала комнаты, где находился привязанный к кровати герой со сломанной ногой. Новаторский фильм принес режиссеру очередную номинацию на "Оскар", и снова статуэтка досталась другому.
Затем последовали, довольно проходные для режиссера такого масштаба, комедия "Неприятности с Гарри" 1955 года о попытках нескольких неловких персонажей избавиться от загадочного трупа и ремейк "Человек, который слишком много знал" 1956 года. Тогда же Хичкок снял драму "Не тот человек", рассказывающую о несправедливо осужденном, в которой проявился его синдром чувства вины, вызванный пребыванием в детстве в школе иезуитов.
Провалившаяся в прокате, но высоко оцененная впоследствии рядом критиков лента "Головокружение" 1958 года была одной из самых индивидуальных работ Хичкока, но сильно пострадала из-за абсурдного сюжета и неубедительной игры актеров. В ней была сыграна одна из лучших ролей великого актера Джеймса Стюарта.
А вот комедийный триллер с Кэри Грантом в главной роли "К северу через северо-запад" 1959 года, явился почти энциклопедией хичкоковского стиля, оказавшего огромное влияние на кинематограф в целом и на сериал об агенте 007 Джеймсе Бонде в частности. На премьерах хичкоковских фильмов публика визжала от ужаса, у особо чувствительных зрительниц случались нервные расстройства.
1960-е годы
Говоря о влиянии на кинематограф, главной кинокартиной Хичкока явилась, безусловно, "Психоз" 1960 года. Начиная фильм с истории секретарши, крадущей деньги клиента своего босса, Хичкок на сороковой минуте действия, неожиданно убивая ее, превращая фильм в рассказ о маньяке с раздвоенной психикой. Сцена в душе считалась самой леденящей сценой в кино, а сам "Психоз" стал прародителем большинства фильмов ужасов, снятых после него. В нем рискнули сыграть Энтони Перкинс, Морт Миллс, Френсис Де Сэйлс. Фильм был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Лента сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюсcировал свои картины самостоятельно.
В своем следующем фильме, экранизации романа Дафны Дюморье "Птицы" режиссер отказался от музыки, заменив ее обработанным композитором Бернардом Херрманном клекотом неизвестно почему ставших агрессивными по отношению к человеку пернатых. "Птицы" вошли в десятку лидеров кинопроката США и Канады 1963 года и были представлены к номинации на "Оскар" за лучшие визуальные эффекты. "Птицы" стали последним значительным фильмом выдающегося режиссера.
Его последующие работы — профессионально сделанные образцы жанрового кино. Поздние шедевры Хичкока триллеры: "Марни", "Разорванный занавес", "Топаз", "Исступление" были недооценены и остались в своем времени, не оказав особого влияния на кинематограф. Последний же фильм, "Семейный заговор" был снят в 1976 году. Смирившись с тем, что его карьера подошла к концу, Хичкок закрыл свой офис, распустил персонал и отправился домой.
Гениальный Хичкок был известен также своими камео. Он обожал появляться в эпизодах в своих фильмах: то в образе случайного прохожего, то в образе уличного зеваки. Он снялся почти во всех своих фильмах. И в целом Хичкок, особенно в поздние годы, стремился создать вокруг себя мистическую атмосферу, окружал себя ореолом таинственности. Итог жизни Хичкока — 55 полнометражных кинофильмов, многие из которых стали классикой мирового кинематографа. Кроме того, Альфред Хичкок снял еще и 21 телефильм для серии "Альфред Хичкок представляет" и два документальных фильма (оба в 1944 году), еще 2 киноработы остались незавершенными.
Личная жизнь
В том, что Альфред Хичкок был глубоко одиноким человеком, не было ничего случайного - с детских лет он не верил, что люди будут относиться к нему как к равному, и поэтому отгородился от них ледяной стеной. Он был заранее уверен в том, что ни одна женщина никогда не сможет его полюбить - и раз и навсегда отказался от всех женщин, кроме жены.
Альма Ревиль, жена Хичкока, тоже работала на "Парамаунт феймос плейерз". Миниатюрная, энергичная, собранная, рыжеволосая (когда она поняла, что ее Альфреду нравятся светлые волосы, то перекрасилась в блондинку), Альма была его полной противоположностью. Хичкок панически боялся жизненных сложностей, она же шутя с ними справлялась - вскоре он уже не мог без нее обходиться. Энергичная, волевая, она стала другом и советчицей режиссера, подарила ему дочь Патрицию.
Беда была в том, что в их с Альмой отношениях присутствовало все что угодно, кроме страсти. Они очень ценили друг друга, уважали и жалели, они никогда не раскаивались в том, что связали судьбы... Но плотского тяготения между ними не было, любовного безумия они не испытывали никогда: это был не брак по любви, а союз двух профессионалов.
Когда Альма болела раком, Хичкок просто не знал, как ей услужить: он понимал, что после ее смерти останется совсем один. Тем, кто попадал к ним в дом, становилось неловко - гостям казалось, что они попали на чужое свидание. Хичкок хлопотал вокруг жены и прислушивался к каждому ее слову; когда же ее положили в больницу, он часами просиживал в ресторане рядом с клиникой, утешая себя обильной едой. Коллеги говорили друг другу, что он постепенно сдает. После того как Альма умерла, Хичкок вступил в последний, печальный и пустой период своей жизни - оборвалась единственная нить, связывавшая его с реальным миром.
Альфред Хичкок умер от почечной недостаточности у себя дома, в Лос-Анджелесе, США, в возрасте 80-ти лет. Последние слова его были обращены к дочери: "Я чувствую, что гаснет свет. Наконец-то я смогу по-настоящему отдохнуть и отоспаться…" Его похороны проходили в католической церкви на Беверли Хиллз. Тело Хичкока было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном.
Интересные факты
Альфред Хичкок наизусть знал названия и расположение нью-йоркских улиц, график движения поездов в большинстве штатов, а также время отправления пароходов на Кубу и Таити!
Режиссер был кладбищем обширных и бесполезных знаний - его манера часами говорить черт знает о чем повергала посторонних в ужас.
Альфред Хичкок не любил людей. "Гэги" - грубоватые, ставящие окружающих в глупое положение розыгрыши, - были его главным развлечением.
Детей Хичкок тоже не любил: они напоминали ему о собственном унылом детстве и о том, как его дразнили уличные мальчишки. Пятилетней дочке своей примадонны Типпи Хедрен он подарил куклу, изображавшую ее маму лежащей в маленьком сосновом гробике. До сих пор Мелани Гриффит (та самая маленькая девочка) с ужасом вспоминает о подарке режиссера.
После того как актеры отказались сниматься на самом верху колеса обозрения, Альфред Хичкок загнал туда родную дочь, страдавшую боязнью высоты. Дочка, впрочем, все отрицала: она-де сделала это по доброй воле, так как папа пообещал ей сто долларов. (Денег Хичкок так и не отдал...) Он любил делать несчастными других - и сам был глубоко несчастен.
Альфред Хичкок вел еженедельную передачу на телевидении, его узнавали на улицах, фильмы приносили десятки миллионов долларов. При этом он не тратил ни одного лишнего цента. Единственной страстью Хичкока было дорогое вино. Он покупал коллекционное виски, драгоценное шампанское и складывал бутылки в подвале своего дома - после смерти режиссера все это было продано с аукциона. Хичкок ухитрился свести к минимуму даже расходы на прислугу: служанок в его доме заменяли медсестры, которые к тому же ухаживали за ним и его женой.
Юбилей режиссера, проводившийся Академией киноискусства, был ужасен - организаторы боялись, что Хичкок не сможет пройти по сцене. Он был чудовищно толст, страдал мучительными болями из-за артрита; все утро от него прятали спиртное, но к началу торжества он тем не менее уже был полупьян. Когда вечер закончился, знакомые Хичкока вздохнули с облегчением - на телеэкране этот кошмар выглядел прилично только благодаря мастерству оператора.
Альфред Хичкок был помешан на чистоте: умывшись, он вытирал раковину и кран тремя полотенцами.
Было замечено и фирменное пристрастие Хичкока снимать в главных ролях "холодных" блондинок (Грэйс Келли, Вера Майлз, Ким Новак, Джанет Ли, Типпи Хедрен, Клод Жад). Белокурые актрисы, которых режиссер обожал использовать в своих фильмах, получили нарицательное прозвище "хичкоковские блондинки".
Вряд ли в истории кино есть другой режиссер, цитаты из фильмов которого так часто используются другими режиссерами.
Напряженные детективы Альфреда Хичкока дали рождение целому жанру "триллер", пользующемуся широкой популярностью в кино.
В 1967 Альфред Хичкок был удостоен почетного "Оскара", "мемориального приза имени Ирвина Тальберга", но "Оскара" за режиссуру Альфред Хичкок так никогда и не получил.
Автор - Serega KORT.
Источники информации:
"Альфред Хичкок", статья, сайт "Звезды".
"Альфред Хичкок", статья, сайт "Википедия".
"История жизни Альфреда Хичкока", статья, сайт "People's History".
"Альфред Хичкок", статья, "Энциклопедия кино кирилла и мефодия", версия 2002 года
Последние сообщения с форума
Добавлено: 23-12-2009 19:35:36
Вообще я не против "ужасов",если они кому то нравятся....Но Хичкоковские - не хочу никому.... >>
Добавлено: 22-12-2009 19:22:43
Единожды ...и то случайно...Больше не хочу.... >>
Добавлено: 21-12-2009 02:14:00
Не смотрю...не мое... >>
Всего сообщений на странице обсуждения: 6
Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь