Звезды голливуда и мирового кино

  • Главная
  • Подписаться на новости
  • Контакты
  • Поиск
Навигация:

Фото

Henry Fonda
Генри Фонда

Дата рождения: 16 мая 1905

Биография

16.05.1905, Гранд-Айленде, штат Небраска, США - 12.08.1982, Лос-Анджелес, США.


Американский актер

Лауреат премии Американского киноинститута (1978)
Лауреат премии "Оскар" (1981, 1982)


Детство, юность


Генри Фонда, полное имя Генри Джейнс Фонда, родился 16 мая 1905 года в Грэнд-Айленде, американский штат Небраска. Родоначальник звездной кинодинастии Голливуда - старший из трех детей и единственный сын Уильяма Брэйса и Герберты Фонда. Генри и его сестры выросли в Омахе, где у отца была небольшая типография. С детства одаренный мальчик увлекался рисованием.

В 1923 году, после окончания школы, парень поступил в Миннесотский университет на отделение журналистики. Через некоторое время оставил университет — в судьбе Генри Фонды произошел неожиданный поворот. Дороти Брандо, близкая подруга матери и активная деятельница любительского театра в Омахе, уговорила Генри выйти на замену в роли юноши Рики в пьесе Ф. Бэрри "Ты и я".

Театр


В течение трех сезонов он играл в Омахе, работал ассистентом режиссера, занимался художественным оформлением спектаклей, а иногда даже ставил и декорации, и убирал сцену... Генри Фонда даже сочинил драматический скетч, в котором выступил в роли секретаря Авраама Линкольна.

Наконец его друг режиссер Джошуа Логан пригласил Генри в свою труппу. В течение нескольких сезонов партнершей Фонды по сцене была талантливая актриса театра и кино Маргарет Саллаван, она же его и первая жена. На Бродвее Фонда впервые появился в ноябре 1929 года, сыграв небольшую роль в пьесе Роллана "Игра любви и смерти". Но окончательно вырваться из статистов талантливому юноше удалось лишь в марте 1934 года, когда он выступил в ревю "Новые лица".

В 1948 году состоялось триумфальное возвращение Фонды на Бродвей в героической комедии "Мистер Роберте". Автор пьесы Том Хегген говорил: "Когда я писал "Робертса", в главном герое я видел только Фонда". Актер и персонаж слились в одно целое. Генри полюбил своего лейтенанта Дугласа Робертса, этого неисправимого идеалиста, внеся в трактовку образа много личного. Комедийные краски придавали его исполнению легкость и живость. Роль Дугласа Робертса стала одним из высших актерских достижений Фонды на сцене. Театр — первая и главная любовь Фонды — приносил ему в то время больше радости. В моноспектакле по пьесе Д. Ринтелса "Кларенс Дарроу" он сыграл знаменитого адвоката-либерала.

Генри Фонда выступал за освобождение театра США от власти коммерции. Решающую роль, по его мнению, должны играть театры с постоянными труппами. Он сам предпринял попытку, правда, не увенчавшуюся успехом, организовать постоянный репертуарный театр. "Нам нужна сильная национальная театральная школа, — подчеркивал Фонда, — где актеры, сценаристы и режиссеры могли бы обучаться профессии без давления коммерческого театра, где они могли бы совершенствовать свое мастерство". Последний раз Фонда появился на Бродвее в 1979 году в пьесе Дж. Лоренса и Р. Ли "Первый понедельник в октябре", исполнив роль верховного судьи Дэниэла Сноу.

Кинокарьера


Переехав в 1936 году в Калифорнию вместе со своим товарищем Джимми Стюартом, Генри Фонда сыграл главную роль в первом цветном фильме, снятом на натуре "Тропинке одинокой сосны".

Летом Фонду вызвали в Голливуд на встречу с продюсером Уолтером Уэнджером. Генри наудачу затребовал тысячу долларов в неделю. К его изумлению, контракт на две картины в год (что позволяло ему продолжать работать в театре) был тут же подписан. Роль Дэна Хэрроу в пьесе М. Коннелли "Фермер берет себе жену" принесла Фонде успех на Бродвее. Она же стала и его кинодебютом в фильме Флеминга "Та самая женщина" 1937 года. Критики хвалили Фонду. Его исполнение привлекало мягкостью лирической интонации. Актеру была органически присуща естественность, особая душевная чуткость, которая дается от природы.

В Голливуде Генри Фонда чаще играл романтических героев в комедиях и мелодрамах. В этом же году актер снялся у великого Фрица Ланга в "Жизнь дается один раз", где он изобразил преступника поневоле, человека, осужденного ошибочно, жертву несправедливости. Наряду с Генри в картине были задействованы Сильвия Сидни и Бартон МакЛейн.

А год спустя он уже появился в тандеме с Бетт Дэвис в легендарной мелодраме "Иезавель". Интересный, привлекательный сценарий - 1852-й год. Новый Орлеан. Великосветская красавица Джули Мэрсден готовится выйти замуж за молодого политика и банкира Престона Дилларда. Однако они расстаются. Спустя год, он возвращается в Нью-Орлеан с молодой женой. В городе бушует эпидемия желтой лихорадки, общество парализовано паникой и страхом, a y Джули появляется шанс доказать Престону свою любовь… В 1938 году были еще небольшие роли в лентах "Блокада", "Порождение Севера".

Большой честью для Генри Фонда стало предложение воплотить образ одного из величайших людей Америки в фильме "Молодой мистер Линкольн" 1939 года. Готовясь к роли, актер перечитал массу книг, посвященных легендарному Линкольну.

За свою долгую карьеру Генри Фонда снимался во всех существующих в кинематографе жанрах. Большим успехом пользовались многочисленные вестерны с его участием. В криминальном боевике 1939 года "Джесси Джеймс. Герой вне времени" Г. Кинга он создал образ Фрэнка, брата главного героя. По мнению критики и зрителей, его работа была интересной и оригинальной. Фонда — Фрэнк мягок и молчалив, хотя, когда надо, у него находятся и сила, и смелость. Блестяще были подобраны актеры на главные роли: Тайрон Пауэр, Генри Фонда и Нэнси Келли. Этот фильм снят по реальным событиям, произошедшим во второй половине девятнадцатого века в США. После трагической войны между южными и северными штатами Америка приступила к завоеванию запада. Символом этой эпохи стало строительство трансконтинентальной железной дороги.

В конце же 1939 года на экраны вышла картина "Барабаны долины Махонке", не впечатлившая зрителей.

1940-50-е годы


Характерным амплуа Фонды был прямой и честный американец, однако играл он в разных по жанру картинах. Успех всех этих фильмов был перекрыт в 1940 году социальной драмой режиссера Д.Форда "Гроздья гнева". Образ лишившегося своей земли фермера Тома Джоуда признан вершиной актерского мастерства Фонды. За эту роль актер был включен в число претендентов на премию "Оскар". В следующем году режиссер Престон Стерджес снял блестящую, остроумную картину "Леди Ева", в которой неожиданно обнаружилось, что Фонда представляет собой тип "бесстрастного комика". Критики его даже сравнивали с Бастером Китоном. Он играл богатого, но робкого молодого холостяка, которого пытаются одурачить карточные шулеры — отец и дочь.

Генри Фонда был талантливым актером, актером действенного слова. Как только режиссеры находили глагол, определяющий характер героя, он сию же секунду начинал действовать, в роли он искал свою изюминку и в результате блистательно отыгрывал задуманное режиссером. Благодаря своему яркому стилю Генри Фонда идеально исполнил роли американских первооткрывателей и людей чести в картинах 1942 года "Большая улица" и "Сказки Манхеттена". Программной стала для актера роль ковбоя Джила Картера в фильме Уильяма Уэллмена "Случай в Окс-Боу" по роману У. Кларка. Этот суровый вестерн рассказывал о том, как троих чужаков, впоследствии оказавшихся невиновными, линчевала толпа озверевших обывателей. Герой Фонды после долгих колебаний и сомнений выступил в защиту закона.

Несколько вестернов Фонда сделал с Джоном Фордом. Вершина их содружества в этой области — "Моя дорогая Клементина" 1946 года. В ленте воссоздан один из легендарных эпизодов биографии знаменитого шерифа Вайетта Ирпа (его то и играл Фонда) — сражение с бандой Клентона. В главных ролях также были заняты Линда Дарнелл и Виктор Мэтьюр. В период "холодной войны" Фонда не работал в Голливуде. Одной из последних его работ перед длительным перерывом стала роль в фильме "Долгая ночь" А. Литвака. Это римейк знаменитой картины Марселя Карне "День начинается", где он играл роль, которую во французском варианте исполнял Жан Габен.

Наступили дни творческого молчания, переросшие в года. В 1955 году актер возвращается в Голливуд. В 1948 он сыграл в спектакле "Мистер Робертс" одного героя, который стал ассоциироваться с его личностью, – идеалиста-моряка, плавающего на торговом судне во время Второй мировой войны. Именно этот герой был воплощен Генри Фондой на экране в 1955 году. Образ главного героя был для Генри слишком близким, своим, и те поправки, которые хотел внести в его трактовку режиссер, оказались для него невозможными. Дело дошло до ссоры, и заканчивал фильм Мервин Ле Рой.

Возвращение на большой экран состоялось в 1956 году, когда Генри Фонд сыграл c Одри Хепберн в голливудской киноверсии "Войны и мира". Фонда с энтузиазмом отнесся к предложению сыграть Пьера Безухова в итало-американской экранизации Толстого. "Я знаю, что физически не подхожу для Пьера, — говорил он. — Но я решил, что если надену очки, немного подложу ваты, зачешу волосы на лоб, ничего страшного. У них был шок, когда они увидели мой грим. Вату убрали немедленно, несмотря на мои протесты. Произошла ожесточенная борьба между мной и продюсером, нужно ли носить очки". Его Пьер Безухов, стройный и элегантный, с замедленными движениями пантеры и негромким голосом, был обаятелен.

Еще в 1956 Генри Фонда снялся у Альфреда Хичкока в триллере "Не тот человек". Криминальная драма, основанная на реальных событиях, описанных в новелле Максвелла Андерсона "Правдивая история Кристофера Эммануэля Балестреро", стала один из самых мрачных фильмов Альфреда Хичкока.

Много снимаясь в кино, Фонда однажды признался: "Предпочитаю работать в театре, потому что там можно постоянно развивать характер героя. Лишь однажды это для меня по-настоящему можно было сделать в кино — в "Двенадцати разгневанных мужчинах", именно этот фильм переснял русский режиссер Никита Михалков. В 1957 году Фонда финансировал постановку данного фильма. Он с особой тщательностью разработал все тонкости характера своего героя, архитектора Дэвиса. Двенадцать присяжных должны вынести вердикт: виновен подсудимый или невиновен. И только восьмой присяжный, Дэвис, в полной мере сознает свою ответственность за судьбу конкретного подсудимого.

Далее последовал период, когда актеру предлагали лишь роли второго плана в фильмах "Жестяная звезда" 1957 год, "Очарованная сценой" 1958 год, "Шериф" 1959 год.

1960–е годы


"Я человек, склонный к самоанализу, самонаблюдению, — говорил Генри в одном из интервью. — Самое увлекательное, самое захватывающее в работе — подготовка. Вы медленно движетесь в поисках духа и темперамента характера, пока не поймете, что овладели им. Очень медленно расстаетесь с собой и становитесь другим человеком". Яркий артистический талант отличал многие работы актера. В драме режиссера Отто Преминжер "Совет и согласие" 1962 года актер исполнил одну из главных ролей, а остальные достались Чарльзу Лотону и Дону Мюррэйю. В лентах "Война на Диком Западе", "Самый длинный день" 1962 года и "Гора Спенсера" 1963 года роли были менее значимыми.

Фонда принимал участие в предвыборном "шоу" Кеннеди, и его популярность во многом помогла кандидату. Политические симпатии переросли в личные. Супруги Кеннеди часто бывали у Генри Фонды, дружба связывала его с братьями Джоном и Робертом. Убийство президента, происшедшее 22 ноября 1963 года, он воспринял как личное горе. Поэтому участие Фонды в фильме 1964 года "Самый достойный" — в какой-то степени стало памятью о Кеннеди. Чертами Кеннеди актер наградил и президента, которого сыграл в фильме "Система безопасности", где отработал вместе с Уолтером Маттау и Дом Де Луисом. Довольно убедительными в исполнении Генри Фонда стали и роли в картинах следующего года "Битва за Выступ", " Грязная игра" режиссера Колин Хиггинса, "По методу Харма", "Пропойцы".

В конце 1960-х годов Генри впервые появился в отрицательных ролях. В вестерне 1968 года "Бостонский Душитель" В. Макивити он отыграл главу бандитской шайки, который терроризировал весь город. А в "спагетти-вестерне" итальянского режиссера Серджо Леоне "Однажды на Диком Западе" — Генри Фонда уже хладнокровный наемный убийца. Но американские зрители не приняли эти фильмы, а Серджо Леоне обвинили чуть ли не в покушении на национальные святыни.

Все в том же году актер отработал в фильмах "Твое, мое и наше", "Миллионы Мадигана", где создал образ человечного, но бесспорно сильного и волевого комиссара полиции: он отправляет Уидмарка на улицы города расследовать преступление, зная, что это задание может стать для детектива последним. Режиссер Дон Сигел в свою драму также пригласил сниматься Ричарда Уидмарка и Ингер Стивенсона.

1970-80-е годы


В последние полтора десятилетия жизни Генри Фонда снимался очень активно, чаще всего в коммерческом кино. "Никто меня не приглашал работать снова, никому я не был нужен... Звучит смешно, но именно поэтому я соглашался на предложения, от которых мне следовало отказаться", — сетовал Фонда. В 1970 году зрителям были представлены фильмы с участием именитого Генри Фонда: "Жил был обманщик", "Слишком поздно герой", "Порою блажь великая".

1973 год принес актеру сразу три роли – в картинах "День покаяния" и "Змей", и комедии режиссера Тонино Валерии "Меня зовут Никто", где актер блеснул своим талантом вместе с Теренс Хилл. Его герой, Шериф Борегард, самый меткий и быстрый стрелок на Диком Западе, мечтал лишь об одном — уехать в Европу и зажить спокойной жизнью.

Позже Генри Фонда признался, что "смертельно устал играть роли, которые ему не нравятся", но на вопрос о том, почему, перешагнув через 70-летие, продолжает так много работать, объяснил, что "не может даже подумать о чем-нибудь более важном, чем работа". И добавил: "Если бы я не стал актером, то, вероятно, превратился бы в управляющего отделением кредитного банка и не знал бы, чего я мог лишиться. Это совсем как у Роберта Фроста: "Две тропинки в лесу выглядят совсем одинаково, вы выбираете одну из них и не знаете, что сулит другая..."

Уже немолодой актер с усердием продолжал и продолжал сниматься. В 1976 году режиссер Дуглас Хэйс пригласил Фонда в свою драму "Капитаны и короли", где тот отработал с Ричардом Джорданом и Перри Кингом. В 1977 – была роль в картине "Последний из ковбоев" и фильме Питера Фонда "Русские горы", запомнившегося зрителям блестяще подобранными актерами: Питер Фонда, Брук Шилдс и Фиона Льюис. 1978 год был ознаменован оригинальными ролями в ленте "Федора" и военной драме "Большая битва" с Орсон Уэллс.

В 1979 году Генри сыграл в романтической драме "Ванда Невада" поставленной его сыном Питером Фонда, о бродяге по имени Бодрэй Демерилл, который выигрывает в покер молодую сиротку по имени Ванда и берет ее с собой в путешествие в Большой Каньон. Генри Фонда много работал на телевидении. Среди его телефильмов — три по произведениям Стейнбека: "Америка и американцы", "Рыжий пони", "Путешествие с Чарли". Снимался он и в сериалах "Семья" 1976 -1980 год, "Шоу Дика Пауэлла" 1961 - 1963 год.

Последняя работа


Летом 1980 года родился последний фильм Генри Фонды, который был для него очень дорогим, и во многом автобиографичным. "У меня никогда не было такой хорошей роли. Возможно, это лучшее, что я сделал", — сказал Фонда о роли Нормана Тейера в картине 1981 года "На золотом пруду" Марка Риделя. В первый съемочный день его партнерша Кэтрин Хепберн подарила Генри шляпу Спенсера Трейси — в ней он и снимался, и она стала для них как бы символом памяти о прошлом трех великих американских актеров.

Генри Фонда фактически сыграл самого себя, старого человека, медленно приближающегося к смерти, испытывающего страх перед неизбежным, но все еще полного юмора и глубокой человечности. И его герой вполне бы мог произнести слова, которые в жизни произнес актер: "И пусть все происходит как бы само собой. И надо продолжать жить и радоваться и не позволять времени подтачивать себя. Надо обязательно выжить".

Последняя картина Фонда "На золотом пруду" 1981 года, заканчивавшаяся смертью героя — профессора Нормана Тейера, стала для него пророческой. Он умер через четыре месяца, успев получить сразу два "Оскара" — за лучшую мужскую роль и за карьеру в кино. В этой ленте роль дочери исполнила его дочь — Джейн Фонда. Здесь они впервые встретились на экране. Совместные съемки стали символическим актом примирения поколений, конфликт которых в свое время резко обозначился в их семье — примирения "старого" и "нового" Голливуда в лице отца и дочери.

Личная жизнь


В августе 1942 года Генри Фонда поступил на службу в Военно-морской флот США, начав ее со скромного звания квартирмейстера третьего класса на борту эскадренного миноносца. В октябре 1945 года офицер военно-воздушной разведки Генри Фонда, отмеченный за боевые заслуги почетными наградами — Бронзовой звездой и благодарностью в приказе за личной подписью президента, — расстался с военной формой и вернулся домой, где его ждали жена Фрэнсис Симом Брокау, семилетняя дочь Джейн Фонда и пятилетний сын Питер Фонда, которые в последствии также стали актерами.

В свободное время он выращивал овощи на своей ферме в Брентвуде. Джейн и Питер в детстве часто видели отца в рабочей одежде, пашущего поле на тракторе. Когда Джейн была маленькая, она долго не догадывалась о настоящей профессии отца, пока не спросила мать, почему вдруг папа отрастил бороду. А Питер, увидев отца в одном из вестернов, пришел в дикий восторг и устроил азартную игру "в индейцев".

В декабре 1966 года наладилась и личная жизнь Фонды, которая до сих пор складывалась нелегко. Актер был женат пять раз, причем две его жены покончили жизнь самоубийством (в том числе мать Джейн Фонды, узнавшая об изменах мужа). Удачным оказался лишь последний брак, когда он, уже в преклонном возрасте, женился на молодой стюардессе Ширли Адаме.

Фонда и после шестидесяти был так же строен, подтянут и так же ловко сидел в седле, как и в тридцать пять. И это несмотря на то что "ковбой Фонда", этот американский вариант Робин Гуда, признавался, что всю жизнь "ненавидел и боялся лошадей".

Умер Фонда в Лос-Анджелесе 12 августа 1982 года. По завещанию актера его глаза достались Манхэттенскому глазному донорскому банку. Тело его было сожжено. Он заранее распорядился, чтобы траурной церемонии не проводилось. Все свои деньги Генри Фонда оставил жене, а не детям, так как считал: "Они знают, как позаботиться о себе".

Интересные факты


Родоночальник звездной кинодинастии Голливуда-Генри Джеймс Фонда— отец актеров Джейн и Питера Фонда, дедушка актрисы Бриджет Фонда и актера Троя Гэрити.

Генри Фонда не одобрял начала кинематографической карьеры дочери в роли секс-символа в фильмах ее первого мужа, французского режиссера Роже Вадима, а также чрезмерно радикальной общественной и политической деятельности Джейн.

Во время Второй мировой войны Фонда служил на флоте. По возвращении с фронта отказался продлить контракт со своей студией и следующие семь лет работал исключительно в театре.

Фонда увлекался фотографией, скульптурой, но особенно — живописью. Его пейзажи, как говорят искусствоведы, напоминали работы известного американского художника Эндрю Уайетта. Картины актера выставлялись и высоко оплачивались, а коллекционеры находили "подлинного Фонда".

Отыграв моноспектакль на Бродвее в 1974, Фонда упал в костюмерной от сердечного приступа. Актеру сделали операцию и имплантировали специальный прибор, задающий сердечный ритм. Но через 8 лет болезнь опять дала о себе знать.

Автор - Serega KORT

Источники информации:
"Генри Фонда", статья, сайт "Известия".
"Генри Джеймс Фонда", статья, сайт "Википедия".
"Биография Генри Фонда", статья, сайт "Новые Известия".
"Генри Фонда", статья, сайт "Кино".

Последние сообщения с форума

Сообщений не обнаружено.

Sitemap: Статьи, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167