Биография
Родился 27.03.1963 Ноксвилль, Теннесси, США
Американский режиссер, сценарист, актер
Лауреат премии "Оскар", лучший оригинальный сценарий (1995)
Лауреат премии "Золотой глобус", лучший сценарий (1995)
Детство, юность
Квентин Тарантино родился 27 марта 1963 года в Ноксвилле, американский штат Теннесси. Его мать, Конни, наполовину индеанка-чероки, а наполовину ирландка, окончив школу в возрасте пятнадцати лет, вышла замуж за итальянца Тони Тарантино и через год родила сына, назвав его в честь героя сериала "Дым стрельбы" Квинта Аспера. Официальное же имя — Квентин — было взято из романа "Шум и ярость" Фолкнера. Отца Тарантино к этому времени в семье уже не было, поскольку родители разошлись еще до рождения мальчика, и так уж получилось, что отец и сын так никогда и не видели друг друга.
В 1965 году молодая мама будущей звезды переехала в Лос-Анджелес, где вышла замуж за музыканта и впоследствии сделала довольно успешную бизнес-карьеру в области фармакологии.
Живя на южной окраине города, Квентин в детстве больше всего напоминал Гекльберри Финна, стремившегося прежде всего к личной свободе. Выходец из самой обыкновенной бедной семьи американского Юга, Квентин Тарантино не имел никаких претензий на актерскую профессию, однако был увлечен телесериалами и обожал кино, любовь к которому у него зародилась во время регулярных совместных с матерью посещений кинотеатров.
Бурная фантазия мальчика требовала выхода - свой первый киносценарий Квентин написал в возрасте 14 лет под названием "Удивительные приключения мистера Ли". Бросив в семнадцать лет Высшую школу в Харбор Сити, он устроился билетером в кинотеатр, где демонстрировались порнофильмы, а заодно начал изучать актерское мастерство, записавшись в театральную студию Джеймса Беста. Именно там он получил первый актерский опыт, пригодившийся ему впоследствии.
Начало карьеры
После долгих поисков, длившихся 4 года, Тарантино нашел работу, о которой мог только мечтать, — продавца кассет в магазине "Видеоархив" в богемном районе Манхэттен-Бич. Наверное, в целом мире в тот момент не было человека счастливее, ведь мало кто так страстно любил кино, как он. Хозяин магазина платил ему всего четыре доллара в день, но позволял брать сколько угодно кассет на дом, что помогло Тарантино воспринимать кино именно с телевизионного экрана, а не по архивным рецензиям к фильмам. Это и определило его преимущественный интерес к сюжету и событийным элементам жанра, в то время как эстеты большого экрана были прежде всего заворожены монтажом, атмосферой кадра и деталями, из которых складывался кадр.
Свой первый фильм - "День рождения моего лучшего друга" - Квентин снял на любительскую камеру в 1986 году; впоследствии, вместе со своим коллегой и единомышленником Роджером Эйвери, он пытался найти средства для самостоятельной экранизации этой истории, но после нескольких лет безрезультатных поисков был вынужден продать историю "True Romance" за 50 тысяч долларов. К этому времени Тарантино уже хотел не только писать сценарии, ему хотелось нечто большего, а именно доводить до конца придуманные им же самим истории.
"Бешеные псы"
Написанными примерно в то же время сценариями "Настоящей любви" и "Прирожденных убийц" тоже пришлось пожертвовать с одной единственной целью – вырученные деньги Тарантино мечтал использовать для съемок "Бешеных псов", идея которых пришла к нему во время работы в "Видеоархиве". Просмотрев огромное количество фильмов на тему ограблений, Квентин твердо решил снять нечто подобное, но почти все они начинались с тщательной подготовки к ограблению, после чего и совершался собственно сам грабеж. Тарантино же решил перевернуть сюжет с точностью до наоборот – начав рассказ с более поздних событий, когда ограбление уже совершено, постепенно продвигаться во времени назад, открывая детали операции.
Причем фишкой, делающей персонажей гораздо колоритнее, должны были стать диалоги героев, на которых держалась бы большая часть фильма и которые были бы способны заинтересовать зрителя на протяжении двух часов.
Закончив сценарий, Тарантино приступил к поискам продюсеров. На одной из голливудских вечеринок он познакомился с Лоренсом Бендером, который после прочтения сценария тут же загорелся идеей спродюсировать фильм и начал предлагать сценарий разным режиссером. Но Квентин был непреклонен, выдвинув главное свое условие – снимать картину будет он сам, только он и никто другой. Неважно как, неважно на какую камеру, неважно с какими актерами, но сам.
И вскоре судьба преподнесла ему подарок - сценарий фильма попал в руки к актеру Харви Кейтелю, который не только проявил заинтересованность в сценарии, но и предложил свою помощь в создании фильма - от финансов до подбора актеров. Хотя Харви Кейтель и не был в то время голливудской звездой, однако, в отличие от никому не известного Тарантино, был довольно знаменит, и продюсеры могли дать ему средства на фильм. Получив с помощью Харви Кейтеля около 1,2 миллионов долларов, счастливые Тарантино и Бендер провели кастинг актеров, в результате которого на роли были определены: Стив Бушеми – Мистер Розовый, Квентин Тарантино – Мистер Коричневый, Крис Пенн (кстати, родной брат известного скандалиста, непревзойденного актера Шона Пенна, бывшего мужа Мадонны) – Эдди, Харви Кейтель – Мистер Белый, Майкл Мэдсен – Мистер Блондин, Тим Рот – мистер Оранжевый, Эдди Банкер - мистер Голубой.
Успех картины превзошел все самые смелые ожидания – вышедшая в 1992 году картина еще до премьеры собрала в кинотеатрах США сумму, почти в 3 раза превышающую свой первоначальный маленький бюджет, что для первого фильма начинающего режиссера - несомненный успех. На прошедшей в 1992 году премьере фильма на международном кинофестивале "Сандэнс" многие из кумиров Тарантино, среди которых оказался и слабонервный режиссер Уэс Крейвен, не выдержав зрелища литров льющейся крови, покидали зал, однако на Каннском кинофестивале, в программе которого участвовал фильм в том же году, Тарантино ждал поистине оглушительный успех, а на фестивале в Торонто "Бешеные псы" были признаны лучшим фильмом года.
К достоинствам картины причисляли режиссуру Тарантино, выбранную манеру повествования и удачно подобранный актерский состав, а к недостаткам - излишне жестокие сцены насилия, воплощенные с детальной реалистичностью на экране, а также отсутствие женских персонажей. В общей сложности лента была удостоена восьми наград на международных кинофестивалях, причем большинство номинаций получил Квентин Тарантино.
После "Бешеных псов" актеры, имеющие собственные студии, завалили Квентина предложениями, причем некоторые проекты были вполне реальными. В частности, режиссеру предлагали сценарий фильма "Скорость", задуманного как "экшн" в стиле "независимого" кино. И, несмотря на то, что в результате получилось совсем иначе, первоначально авторов сценария "Скорости" вдохновили именно "Бешеные псы", и им хотелось сделать нечто подобное. Немногим позже Квентину был предложен сценарий крупнобюджетного фильма "Люди в черном", но он его даже не дочитал, однако в тот момент, по словам Тарантино, с удовольствием взялся бы за постановку сценария фильма "Герой" режиссера Стивена Фриза, которая была бы в духе Фрэнка Капры, только переработанная в его собственном стиле и с Джоном Траволтой в главной роли.
"Криминальное чтиво"
Представляя по всему миру фильм "Бешеные псы", Квентин Тарантино не поленился провести вне Америки целый год, выступая на различных ток-шоу и раздавая бесконечные интервью. Приезжая в страну, где его никто не знал, он уезжал оттуда знаменитостью, и поэтому, когда "Криминальное чтиво" было подготовлено к продажам на мировом рынке, в этих странах хорошо знали, что представляет из себя Тарантино. Его узнавали даже на улицах Токио и в странах, где правит коммунистический режим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Власти Пекина разрешили показ картины, и ее принимали так тепло, по словам режиссера, как нигде ни до того, ни после! "Когда я вышел представлять фильм, можно было подумать, что на сцене появилась рок-звезда, а не кинорежиссер..."
Сценарий "Криминального чтива" первоначально был написан в 1994 году для студии "TriStar", которая с вердиктом "законченная чернуха" с ходу его отвергла, в отличие от руководителя "Mирамакс" Харви Уайнстайна, сразу же оценившего сценарий буквально с первых страниц. "Криминальное чтиво" стал первым фильмом, полностью финансируемым компанией "Мирамакс". Продюсеры и некоторые известные голливудские актеры после успеха "Бешеных псов" поняли, что Тарантино может снимать кино. Одним из таких поклонников новоявленного режиссера стал знаменитый Дэнни де Вито, который и оказал огромную поддержку Квентину при съемках "Криминального чтива".
Именно в этом фильме Тарантино использовал прием переплетения трех сюжетных линий, трех сливающихся воедино криминальных историй. Брюс Уиллис, получивший за роль в "Крепком орешке" гонорар больше, чем весь бюджет "Криминального чтива", согласился на участие в фильме только лишь ради удовольствия – от предыдущего шедевра режиссера, "Бешеных псов", он был в восторге. Джон Траволта же стал "жертвой" настойчивости и личного обаяния Тарантино, убедившего его сыграть роль гангстера Винсента.
Снимавшийся в фильме Сэмюэль Л. Джексон вспоминает: "Зрителей потрясло то, что они смотрели не просто жуткую смесь из пуль, оружия и ругательств. Они смотрели нечто абсолютно новое и оригинальное по своей структуре. Они смеялись в те моменты, которые в обычной ситуации должны были бы вызвать ужас, для меня это было открытием и потрясением".
Успех "Криминального чтива", имевший место быть на удивление в равной степени как у зрителей, так и у критиков, до сих пор остается одним из самых оглушительных в истории кино - за десять дней картина собрала более 21 миллиона долларов, а в общей сложности при бюджете в 8,5 млн. долларов – около 250 млн. долларов, также позволив прославиться и превратиться студии "Мирамакс" в одну из ведущих компаний индустрии, а закатившейся было звезде Джона Траволты засиять ярче прежнего; критики взахлеб называли Тарантино "Марком Твеном 90-х годов" и утверждали, что со времен "Гражданина Кейна" ни один человек не удостаивался столь высокой чести дать искусству кинематографии новое имя, стремительно возникнув из относительной безвестности. А вышедший отдельным изданием сам сценарий "Криминального чтива" в Британии попал в десятку бестселлеров.
Но это лишь верхушка айсберга славы – ставшее настоящей революцией "Криминальное чтиво" получило "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах и было выдвинуто на премию "Оскар" по семи номинациям: "Лучший фильм года", "Лучший режиссер года" (Квентин), "Лучший актер года" (Джон Траволта), "Лучшая мужская роль" (Сэмюэль Л. Джексон), "Лучшая женская роль" (Ума Турман), "Лучшее редактирование пленки" (Салли Менк) и "Лучший первоначальный сценарий года" (Квентин). Победа же досталась только в одной категории - "Лучший сценарий" нашему герою и Роджеру Эйвери.
Волна подражаний "Криминальному чтиву" образовала целое направление в современном кино, но второго Тарантино, ставшего настоящей звездой, пока так и не появилось.
Продолжение карьеры
Сразу после "Криминального чтива" Квентин сыграл роль Джонни Дестини в картине "Дестини включает радио", а затем – роль в одной из новелл "Четырех комнат", которую сам и поставил. Также в 1994-1995 годы он сыграл роли в фильмах "Спи со мной", "Тот, кто влюблен", а также "Танцуй со мной, пока мы любим", и "Отчаянный". По поводу появления Тарантино на экране в амплуа актера мнения разделились – точка зрения большинства сводилась к тому, что Тарантино не стоит сниматься, его место - в режиссерском кресле. Негативные отзывы сыпались в основном со стороны зрителей и критиков, коллеги же по цеху восприняли решение Тарантино попробовать себя в качестве актера весьма благосклонно и с пониманием.
Наряду с этим многие также недоумевали: почему именно в тот момент, на гребне успеха, он не стал снимать следующую ленту? Но Тарантино не спешил, он вовсе не собирался штамповать по фильму каждый год и вообще плохо представлял себе, как можно работать с подобной интенсивностью. Ему процесс написания сценария и постановки картины приносил поистине огромное удовольствие, которое он не променял бы ни на что. Так же прохладно была встречена и критиками, и зрителями вышедшая в 1996 году лента Роберта Родригеза "От заката до рассвета", в которой Квентин снова выступил в качестве актера вместе с Джорджем Клуни и Сальмой Хайек.
"Джеки Браун"
Установившаяся в сознании зрителей инерция восприятия все больше и больше становилась ощутимой. "От меня ждут еще четырех "чтив", одно другого "криминальней", - говорит Тарантино, не собирающийся угождать ничьим вкусам, кроме собственных. - Но с какой стати интересный фильм обязательно должен быть только таким и никак не иным?" Фильм с 12 миллионным бюджетом "Джеки Браун", снятый им по роману "Ромовый пунш" Элмора Леонарда в 1997 году в лос-анджелесском районе Саут-Бэй, где прошло детство Тарантино, и который стал уже зрелой, тщательно продуманной работой мастера, - скорее этюд на тему о характерах, рассказывающий о вовлеченной в нелегальную торговлю оружием стюардессе, роль которой исполнила темнокожая звезда 70-х годов Пэм Грайер.
Также в фильме снимались Сэмюэль Л.Джексон, Роберт Де Ниро и Роберт Форстер, известный в первую очередь по главной роли в сериале NВС "Баньон" начала 70-х. Тарантино, первоначально приготовивший для себя роль Орделла, отказался от нее в пользу Сэмюэла. "Орделл - это я! Эта роль так легко писалась... За тот год, пока готовился сценарий, я просто перевоплотился в этого героя. Мне потребовалось огромное усилие над собой, чтобы отдать такую прочувствованную роль Сэму и подавить в себе "ревность к материалу". Собственно, Орделл - это тот, кем мог бы стать, по признанию режиссера, он сам, не будь у него творческих амбиций: "Не могу представить себя почтальоном, или служащим телефонной компании, или продавцом, или честным законопослушным ювелиром, неспособным зажилить песчинку золота. Я бы наверняка не вылезал из каких-нибудь афер и непременно угодил бы за решетку. Но я, к счастью, пережил все это только на бумаге" - говорит сегодня Тарантино.
"Джеки Браун", впрочем, была встречена прохладно, хотя были и положительные отзывы, например, британской "Эмпайр": "Тарантино опять удалось бросить вызов критикам и снять фильм, позволивший ему прочно утвердиться в звании самого значительного режиссера десятилетия".
Снова на некоторое время устроив себе передышку перед очередным шедевром режиссуры, Квентин Тарантино в 1998 году сыграл самого себя в ленте "Господь сказал – Ха!", а также принял участие в документальном фильме "Джеки Чан: моя жизнь". Кроме этого, весной 1998 года он дебютировал на Бродвее в театральной постановке "Подожди до темноты" Фредерика Нотта, новой версии пьесы о слепой девушке, в квартире которой орудуют бандиты, главаря которых, Гарри Роута, и сыграл наш герой. Кассовые сборы были впечатляющие, но театральные критики без малейших споров сошлись во мнении, что Тарантино лучше оставить навязчивую идею стать драматическим актером и заняться тем, что у него превосходно получается — писать сценарии и снимать кино.
"Убить Билла"
Четырехгодичный период застоя в режиссерской работе после "Джеки Браун" наконец-то сменился новым подъемом. В 2003 году Тарантино показал всем критикам и зрителям то, что он не только не выдохся, но и может снимать нечто такое, что не снимал никто и никогда. "Кинематографический роман", как называет его сам Тарантино, "Убить Билла" - один из самых стильных боевиков, наполненный снятыми в Китае рукопашными поединками, вставками историй – анимэ и музыки из классики кинематографа. Его сюжет необычен - во время свадьбы происходит кровавая бойня, в результате которой жених погибает, а невеста на следующие 5 лет "проваливается" в кому. Очнувшись, она начинает мстить убийцам за погибшего жениха... Пародия на дешевые боевики, переплетающаяся с серьезностью подачи фильма, создает невыразимое впечатление.
Сценарий этой картины Квентин писал специально для звезды "Криминального чтива", своей музы Умы Турман, из-за беременности которой съемки пришлось на некоторое время отложить. Голливудская кинокомпания "Мирамакс" решилась на необычный и рискованный шаг — насыщенный спецэффектами боевик "Убить Билла" разделить на две части, первая из которых вышла на широкий экран в 2003 году, а вторая — в 2004.
Также в 2004 году Квентин Тарантино возглавлял жюри на Каннском кинофестивале в качестве президента. В тот год Золотая Пальмовая ветвь досталась фильму "Фаренгейт 9/11" Майкла Мура, а "Убить Билла", несмотря на то, что не участвовал в гонке за призом, был показан в финальную ночь на большом экране, причем была продемонстрирована полная трехчасовая версия, состоящая из обеих частей картины.
"Хостел"
Этот неоднозначный фильм стоит особняком в творчестве Тарантино – сценарий и режиссура садистского фильма ужасов, жестокого триллера 2005 года "Хостел" принадлежат Элаю Роту, но если бы не Квентин, вероятнее всего, фильм так и не был бы снят, недаром картина начинается словами "Квентин Тарантино представляет…", и дело не только в продюсировании. "Услышав мою историю "Хостел", Квентин буквально сошел с ума! - вспоминает Элай Рот. - Я никогда не видел его настолько возбужденным, он кричал: "Боже мой! Ты должен написать сценарий! Это одна из самых страшных историй, что я слышал за многие годы. Отложи все остальное и приступай к работе ПРЯМО СЕЙЧАС!". Не ожидавший такого всплеска эмоций, но, тем не менее, воодушевленный энтузиазмом Тарантино, Рот заперся в офисе и немедленно приступил к написанию сценария – выдавая по 20 страниц в день готового материала, он никак не мог оторваться. Временами чувствуя, что заходит в тупик с сюжетной линией, он частенько звонил Квентину, и тот всегда помогал Роту и приободрял советами.
"Я хотел, чтобы "Хостел" был настоящим фильмом ужасов, который начинается довольно весело и жизнерадостно, но постепенно становится все серьезнее, и темные краски постепенно сгущаются вокруг героев, - говорит сегодня Тарантино. - "Хостел" явился квинтэссенцией накопленного опыта и лучших традиций американских и азиатских фильмов ужасов. Я уверен, этот фильм удивит даже самых преданных поклонников жанра".
На провокационные вопросы журналистов о том, не опасается ли он, что посмотрев снова демонстрируемые им на экране опасные игры, человек захочет повторить их в действительности, Квентин решительно отрезал: "Я не верю, что показанное на экране может привести к опасным последствиям в реальной жизни".
Вся работа над фильмом, от разработки сценария до премьеры, состоявшейся 17 сентября 2005 года, уложилась в 12 месяцев. В США фильм собрал 47 миллионов долларов, в том числе в первый уик-энд проката 19 миллионов долларов; в общей сложности кассовые сборы составили 80 миллионов долларов.
На вершине Олимпа
В 2005 году Квентин Тарантино в качестве сорежиссера снял одну из сцен экранизации комиксов "Города Грехов". Главный режиссер фильма Роберт Родригез сотворил из экранизации настолько успешный фильм, насколько это было возможно. Атмосфера нуара и рисованных комиков соблюдена полностью и автор комиксов, Фрэнк Миллер, который сначала был против экранизации, остался в восторге от фильма.
В 2007 году на экраны вышел совместный проект Роберта Родригеза и Квентина Тарантино "ГрандХауз", разделенный на два эпизода – "Молотильня" Роберта Родригеза и "Доказательство смерти" Тарантино. Кроме этого, Тарантино сотрудничал и с другими режиссерами, в частности с Кевином Смитом в съемках фильма "Клерки", а после – в "В погоне за Эми".
2010 год стал успешным для режиссера – его последняя режиссерская работа "Бесславные ублюдки" была выдвинута в 2-х номинациях на премию "Оскар" - "Лучший режиссер" и "Лучший оригинальный сценарий", что, впрочем, уже не удивляет никого – оригинальность сюжета уже стала фирменным знаком Квентина Тарантино.
В перерывах между своими режиссерскими работами, как он и привык, для смены занятий Квентин играл различные роли в фильмах, среди которых "Шоу Маппетов: Волшебник из страны Оз", "Планета страха", "Сукияки Вестерн Джанго", а также эпизодические роли в своем же "Доказательстве смерти" и "Шпионке". Как правило, герои Тарантино – персонажи неприятные, психопаты и раздражительные неврастеники, и, как уже было упомянуто выше, мнение большинства о его актерстве не изменилось, которые по-прежнему продолжают считать, что фильмы с его участием — прежде всего упражнения в жанровом кино.
Кроме этого
Помимо написания сценариев, постановки картин и ролей в фильмах, Квентин Тарантино занимается продюссированием некоторых из них – многие из вышеописанных лент были спродюсированы Квентином, и именно ему обязан появлением в американском прокате фильм "Герой" китайского режиссера.
Также Тарантино пишет книгу об истории независимого кино под названием "Бамбуковые боги, железные мужчины и удивительные женщины".
Личная жизнь
В начале своей карьеры он производил впечатление настоящего видеоманьяка - любой девушке, с которой у него в те годы намечались более или менее серьезные отношения, он показывал "Рио Браво", и если этот фильм ей не нравился, встречи с недостойной избранницей вскоре прекращались.
Личную жизнь Квентин Тарантино никогда не выставляет напоказ. Он никогда не был женат и не имеет детей. Среди женщин, с которыми связывают его имя – Мира Сорвино, Эллисон Андерс, София Коппола. На съемочной площадке "Криминального чтива" начался роман Тарантино и актрисы Трэйси Томз; также часто можно услышать об его отношениях с Умой Турман, но, по заявлениям обоих, их связывают только дружеские чувства.
Стоит ли говорить, что у нашего героя невероятная популярность - толпы поклонниц, мечтающих об автографе самого Тарантино, ходят за ним по пятам в Лос-Анджелесе. Стоит ему зайти в какой-нибудь бар, и поклонники немедленно окружают его плотным кольцом. "Спасибо вам, - говорит он, пожимая руку какой-нибудь девице. - Вы так милы моему сердцу".
Интересные факты
Квентин Тарантино утверждает, что терпеть не может наркотики и насилие в реальной жизни. В одном из интервью журналу Playboy он как-то пошутил, что снимал "Убить Билла" под гашишем и экстэзи.
Любопытно, что из всех режиссеров Тарантино выделил одного, стиль которого ему симпатичен - Тарковского.
Перед Умой Турман, своей музой, режиссер буквально трепещет: "О, она одна из самых любимых мной представителей человечества. Я буду дружить с ней до конца своих дней".
В планах Тарантино – снять фильм о прошлом России, историю о пришельцах с Марса, которые атаковали Россию в 1987 году. На эту мысль его натолкнула картина "Восток встречает Запад (и направляется к Марсу)" художника Джона Лумберга, соавтора нескольких посланий внеземным цивилизациям.
На вопрос, почему он все время снимает фильмы о насилии, Тарантино ответил: "Насилие очень кинематографично. Я думаю, что Эдисон и братья Люмьер изобрели камеру для того, чтобы снимать насилие. Когда зрители сидят в кинозале в ожидании аварии машины - это как ожидание выигрыша в казино. Они хотят, чтобы было так же смачно, как и можно ожидать от плохих парней из фильма. Это то, за что они заплатили".
P. S. "Работа над картиной - как подъем на Эверест. Когда достиг вершины, хочется остановиться и полюбоваться открывшимся видом. Возвращаюсь к своим друзьям, путешествиям, сексу, бессонным ночам за чтением романов. Но главная причина, по которой я не снимаю много фильмов, заключается в том, что я сценарист, и мне всегда приходится начинать писать с чистой страницы. И все, что я сделал раньше, не имеет никакого значения для моего следующего проекта".
Автор – Milena.
Использованный материал:
"История жизни", статья, сайт "People’s Hystory";
"Человек, который изменил все", статья, сайт "Актеры Голливуда";
"Опасные игры Тарантино", статья, сайт "Российская газета";
"Квентин Тарантино. Биография", статья, сайт "Википедия";
"Биография Квентина Тарантино", статья, Ян Волховский, сайт "House of starts";
"Биография Квентина Тарантино", статья, сайт "People’s Hystory";
"Голливуд – это как…гестапо!", статья, Георгий Зотов, сайт "Аргументы и Факты".
Последние сообщения с форума
Сообщений не обнаружено.