Биография
14.04.1925, Уэстхэмптон, Нью-Йорк, США — 09.07.2002, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США
Американский актер
Лауреат премии "Оскар" (1967)
Начало пути
Род Стайгер, полное имя Родни Стивен Стайгер, родился 14 апреля 1925 года в Уэстхемптоне, американский штат Нью-Йорк, в семье Фредерика и Лоран Стайгер, выступавших с песенно-танцевальным номером в передвижном шоу. Родители мальчика развелись, когда сыну было около года. Природа не наградила Рода Стайгера привлекательной внешностью, она даровала ему массивное, грузное тело, низкий "рыкающий" голос, круглое лицо, но самое главное, Род был одарен талантом, редкой трудоспособностью и самоотдачей, и фанатичной привязанностью к искусству.
Четыре года, с 1941 года по 1945 год, Род Стайгер служил на военном флоте, и после службы в возрасте 22 лет он решил связать свою судьбу с миром искусства. Актерский дебют в театре и на телевидении прошел незамеченным, и начинающий актер понял, что для подлинного успеха помимо способностей нужна и хорошая профессиональная подготовка. Вскоре Род Стайгер переехал в Нью-Йорк, где на протяжении двух лет изучал актерское искусство в "Новой школе социальных исследований", затем Дэниел Манн пригласил его в знаменитую Нью-йоркскую "Актерскую студию", которой руководили Элиа Казан и Ли Страсберг. Обучение в этой студии велось по системе великого Станиславского, поэтому не случайно любимым выражением Стайгера на всю жизнь стали слова гениального режиссера, которые актер не уставал цитировать: "Не играть, а жить в образе".
В апреле 1951 года Род Стайгер дебютировал на Бродвее в возобновленной постановке пьесы Клиффорда Одетса "Ночная музыка". Талантливый актер сыграл пятидесятипятилетнего детектива и был высоко отмечен Нью-йоркской критикой. На следующий год он появился на театральной сцене в комедии Хью Гастингса "Чайки над Сорренто" и в Ибсеновском "Враге народа".
Кинокарьера
В эти же годы большую актерскую активность Род Стайгер проявил и на телевидении. Еще не получивший голливудского амплуа "эмоционального злодея", Род Стайгер демонстрировал широту своего диапазона — от Ромео до Распутина. С 1948 года по 1953 год Род Стайлер сыграл свыше 250 ролей как на сцене, так и на ТВ. В 1951 году Род Стайгер дебютировал на большом экране, снявшись в фильме Фреда Циннемана "Тереза", который был одним из коротких всплесков американского неореализма.
"В порту"
Голливуд любил красивых героев, а так как у Рода Стайгера не было ни красоты Пола Ньюмана, ни мужественности Марлона Брандо, ни обаяния Джеймса Дина, то ему волей-неволей отводилась лишь роль отрицательного персонажа. В фильме 1954 года "В порту", поставленном Элиа Казаном, Род Стайгер сыграл гангстера Чарли, за что актер был представлен к премии "Оскар" как лучший актер второго плана. Великолепная игра актера заставила критику говорить о нем как о ярком, новом киноявлении. После успеха этого фильма творческая судьба Рода Стайгера была предопределена, он превратился в новую звезду на отрицательные роли, и в таком образе начал путешествовать из фильма в фильм. Желание Рода Стайгера "очеловечить" своих героев, стремление показать их не односторонними примитивными негодяями, привело к тому, что нередко именно его отрицательные персонажи вызывали у кинозрителей больше симпатии, чем противостоящие им безликие положительные герои.
Благодаря таланту Рода Стайгера, его достоверности на экране, галерея "кинозлодеев", сыгранных актером, выглядела вполне убедительной. В 1955 году режиссер Роберт Олдрич снял фильм "Большой нож", куда пригласил Стайгера на роль продюсера Стэнли Хоффа – фигуры зловещей и вместе с тем страдающей. Выбор одаренного актера режиссером Отто Преминджером на роль армейского прокурора Аллана Гийома в картину "Трибунал Билли Митчелла" был несомненно сознательным. Его персонаж - изворотливый, цепкий, вкрадчивый прокурор, был отмечен во всех рецензиях на фильм.
Род Стайгер - актер редчайший интуиции и вос¬приимчивости, он никогда не учился петь и танц¬евать, но, когда режиссер Фред Циннеман пригласил его на роль Джадa Фрая, в мюзикл "Оклахома", где нужно было уметь и то и другое, Род Стайгер уже через неделю продемон¬стрировал профессиональное умение певца и танцора: "Я играл "злодея", но я не верю, что мой герой должен быть или совсем хорошим, или совсем плохим. Мы все хорошие и плохие одновременно". В конце 1950 годов лучшей ролью Рода Стайгера в кино считалась роль международного финансиста Карла Шаффнера в английском фильме "Через мост" режиссера Кена Аннакина, в основу которого была положена новелла Грэма Грина. Весь фильм Кена Аннакина – это театр одного актера, режиссер был доволен игрой Рода Стайгера: "Глубоко проникая в психологию центрального героя, он внес в фильм не меньший вклад, чем я". К телевизионному же успеху Рода того времени относилась роль шерифа в спектакле "Город обратился в прах" по пьесе Рода Серлинга "Планета обезьян".
"Аль Капоне"
Амплуа кинематографического злодея, утвердившееся за Родом Стайгером в 1950-е годы, определило выбор его режиссером Ричардом Уилсоном на главную роль в картине 1959 года "Аль Капоне", имевшей огромный успех в прокате и у зрителей. Стайгер блистательно сыграл одного из самых страшных, на самом деле существовавшего, короля преступного мира – Аль Капоне. Актер увлекся предстоящим фильмом, читал биографию Аль Капоне, газеты тех лет: "Я спрашивал себя: чего хотел этот человек? И решил, что он хотел, чтобы его помнили".
Фильм "Аль Капоне" еще больше закрепил успех Рода Стайгера как актера, хотя сам актер не был доволен своей карьерой. Боязнь окончательно "застрянуть" в ролях злодеев, подвигла Рода Стайгера на решительные действия: он решил убедить режиссеров попробовать его в ином амплуа, доказать и себе, и своим поклонникам, что его творческий диапазон шире предлагаемых ролей. Однако в Голливуде Роду Стайгеру не удалось сломать сложившийся стереотип, и тогда он решился на безумный шаг: в зените славы, он, покинув Америку, отправился в Европу, намереваясь начать свою кинобиографию как бы с новой страницы.
1960-1980-е годы
После Америки Род Стайгер появился на солнечной набережной Монте Карло в образе молодого, красивого, в белом костюме и шляпе, но грустного и неуверенного Пола Мейсона из картины режиссера Генри Хатауэя "Семь воров", вышедшей на обозрение зрителей в 1960 году. В 1961 году актер снялся в маленькой роли командира американского эсминца в многомиллионной по стоимости эпопее "Самый длинный день". Следующей работой Рода Стайгера стала уже главная роль в ленте известного итальянского режиссера Франческо Рози "Руки над городом". Затем актер с огромным удовольствием принял предложение молодого режиссера Франческо Мазелли на съемки в другом итальянском фильме "Равнодушие" - экранизации первого романа Альберто Моравиа. Картина показала два дня римской буржуазной семьи, когда-то богатой, а теперь разорившейся. В фильме Род Стайгер выступил в слаженном ансамбле крупных звезд международного экрана: Полетт Годдар, Клаудиа Кардинале, Томас Милиан и Шелли Уинтерс. Тогда в своей актерской карьере Род Стайгер впервые выступил в роли соблазнителя.
Заметным событием в творческой карьере актера стал фильм "Ростовщик", предшествующий восемнадцатимесячному перерыву в работе Рода Стайгера. В Италии картина превзошла кассовый успех фильмов о Джеймсе Бонде, что вызвало большое удивление прокатчиков. Постепенно Род Стайгер стал международной кинозвездой первой величины и исполнителем самых разноплановых ролей. В 1965 году известного актера пригласил сниматься интересный английский режиссер Тони Ричардсон в экранизацию сатирической повести Ивлина Во "Незабвенная". На следующий год Стайгер сыграл уже у итальянского режиссера Паскуале Феста Кампаниле в трагикомедии "Девушка и генерал" о временах Первой мировой войны.
"Душной ночью"
За четыре года работы, что Род Стайгер провел вне Голливуда, актер полностью освободился от навязанного ему амплуа, и после того, как он получил приглашение вновь вернуться в Америку, Род Стайгер уже мог сам диктовать условия. В 1967 году Род блистал в роли начальника полиции Гиллеспи в картине Нормана Джуисона "Душной ночью". Критики единодушно согласились с решением киноакадемии присудить Роду Стайгеру престижную награду "Оскар": "Здесь нечего добавить, каждый знает, что в течение нескольких лет Род Стайгер является одним из лучших актеров мирового экрана". А сам актер отзывался о фильме так: "Душной ночью" — не самая великая социальная драма, да и мне она не дала возможности полностью выразить свое отношение к
расовым предрассудкам, но она должна была подействовать на человеческое подсознание, когда люди видят, как белый и черный ладят друг с другом..." И тем не менее картина "Душной ночью" имела огромный успех во всем мире.
Детективная лента режиссера Джека Смайта "Так с дамами не обращаются" построена на серии убийств, каждое — отдельная новелла, позволяла Роду Стайгеру продемонстрировать искусство перевоплощения. В этой картине актер отработал роль оборотня, который и пастор, и водопроводчик, и кокетливый парикмахер, и полицейский, и, наконец, проститутка. В 1968 году по роману Денниса Мерфи режиссером Джоном Флинном был снят фильм "Сержант". Картина рекламировалась, чуть ли не как обвинительный акт гомосексуализму. Рода Стайгера пригласили на главную роль сержанта Калана – бесконечно одинокого человека, который хотел любить и мечтал хотя бы об одной родственной душе. Актер сыграл в слаженном кинодуэте с Джоном Филиппом Ло.
Карьера, достигнув пика, продолжала набирать скорость. В 1970 году зрители увидели любимого актера в роли Наполеона Бонапарта в ленте Сергея Бондарчука "Ватерлоо". Актер часто импровизировал перед камерой, любая гладкая литературная фраза раздражала его, такого Наполеона еще не было в кинематографе. Эта роль в очередной раз показала яркий актерский талант, прибавила Стайгеру очередной виток признания и славы.
"Муссолини, последний акт"
Роду Стайгеру необходимо было уехать, чтобы родина признала его как одного из самых талантливых и одаренных людей. Род проявил себя блестящим мастером перевоплощения доказав этим, что он — актер без амплуа, а точнее "актер на любые амплуа". Род Стайгер любил изображать людей, попавших в критические ситуации, когда требовалась максимальная концентрация сил, и сама жизнь заставляла героя выбрать определенную позицию. Таковой была роль Бенито Муссолини в хроники пяти апрельских дней 1945 года итальянского режиссера Карло Лидзани "Муссолини, последний акт", вышедшей на обозрение зрителей в 1974 году. Актерская работа Стайгера в этой картине была, как всегда, совершенна, он ни разу не сфальшивил и профессионально показал последние дни человека, упавшего с вершин неправедной славы и так и не понявшего своей вины перед страной.
"Меня больше интересуют мысли и яркие характеры, чем сюжеты, — говорил актер. — Исполнение ролей реальных героев приносит мне большее наслаждение, чем вымышленных. Чувствуешь ответственность перед историей, необходимость найти истину и сохранить ее". В этом же 1974 году Род Стайгер и Роми Шнайдер появились в детективной истории семейной жизни "Невинные с грязными руками" Клода Шаброля, который вместе с актерами психологически точно проанализировал семейные взаимоотношения, и передал все нюансы поведения героев.
Еще один запоминающийся фильм с участием Стайгера — это лента 1977 года "Иисус из Назарета" Франко Дзеффирелли, поставленный английскими и итальянскими кинематографистами по заказу Ватикана. В картине были заняты такие звезды кино, как Лоренс Оливье, Питер Устинов, Ральф Ричардсон, Энн Бэнк-рофт, Роберт Пауэлл. Кроме того, Род Стайгер в 1978 году сыграл в фильме "Сенатор Эндрю Мэдисон", появился в роли генерала Уэбстера в фильме 1979 года "Штайнер — Железный крест" режиссера Э. МакЛаглена, в 1982 году его можно было заметить в немецкой экранизации романа Томаса Манна "Волшебная гора".
Далее, к сожалению, гениальный актер на большом экране стал появляться все реже и реже. Вот маленькая толика фильмов этого периода, запомнившихся зрителям тонкой и искренней игрой актера: "Родственник", "Американская готика", "Январский человек", "Черная вода", "Дьяволий рай".
1990-2000-е годы
Род Стайгер блистательно играл разных людей, разные характеры, разные судьбы, но всегда одинаково убедительно, интересно и сложно. Оставаясь верным своему творческому принципу, Род Стайгер "не играл, а жил в образе". В 1991 году знаменитый актер отработал в ленте режиссера Симона Каллоу "Баллада о грустном кафе", где его партнершей была обворожительная Ванесса Редгрейв. В исполнении этих удивительных актеров драматическая история представлялась оригинальной и трогательной.
"Я понял, что действительно люблю играть, хотя романтический ореол этой профессии уже потускнел, и я часто проклинаю ее, но знаю, что не смог бы иначе существовать. И потому что я ее проклинаю, я вижу все более явственно и стараюсь играть лучше. Это напоминает ощущение тореадора. Я знаю, что могу быть ранен, но дайте мне хорошего быка, и посмотрим, могу ли я сделать настоящее представление..." В 1992 году на экранах стартовал проект "Синатра" производства США с участием Рода Стайгера. В 1995 году киношный мир замечательно принял и следующую работу актера – комедию режиссера Джеффа Голдблюма "Небольшие сюрпризы", автором сценария которого являлся Ллойд Фонвиелл. В фильме были задействованы актеры: Кристина Кэвано, Джули Харрис, Кеннет Москоу в главных ролях, а Род Стайгер в партнерстве с Марком Пеллегрино и Келли Престон ярко, как впрочем и всегда, выступили в ролях второго плана.
Род Стайгер убедительно зарекомендовал себя на экране и последующей ролью генерала Деккера в фильме "Марс атакует!". А в 1998 году актер плодотворно сотрудничал с режиссером боевика "Наследство", где великолепно справился с главной ролью Сэдлера. В фильме также снимались актеры: Донита Роуз и Дэвид Хасселхофф. Картина повествовала об американке Лане Камерон, приехавшей на Филиппины, чтобы найти отца, и которой помогал военный журналист Джек Скотт. В этом же году в прокат вышел еще один фильм с участием Рода Стайгера - "Звери" производства США. 1999 год стал для Рода Стайгера урожайным на заманчивые предложения, на интересные роли. Актер отлично отработал на съемочной площадке киноленты "Шейлок 2", картины "Ураган", фильме ужасов режиссера Питера Хайамза "Конец света", где снимались такие талантливые актеры как: Арнольд Шварценеггер, Габриэль Бирн и Робин Тани.
Также Род Стайгер вызвал к себе пристальное внимание со стороны прессы и зрителей, приняв предложение на участие в ленте "Кипарисовая ветка" и комедийной драме режиссера Антонио Бандераса "Женщина без правил". Запомнилась зрителям и еще одна блестящая игра актеров: Мелани Гриффит, Лукаса Блэка, Кэти Мориарти и, конечно же, Рода Стайгера в фильме, который довольно увлекательно раскрыл сюжет об обиженной на мужа женщине, которой, правда, "обида не помешала" отправиться в Калифорнию, чтобы стать кинозвездой. В послужном списке 2000 годов Рода числились такие киноработы как: "Последний продюсер", "Месяц воскресений", "Знак Голливуда", "Поединок" режиссера и сценариста Марса Кэллэхэна. В последней Род Стайгер отлично вписался в актерский состав фильма: Марс Кэллэхэн, Кристофер Уокен.
Личная жизнь
Личную жизнь кинозвезды – Рода Стайгера, особенно счастливой не назовешь. Актер был женат четыре раза, трижды на актрисах: с 1952 года по 1958 на Салли Грейс, с 1959 года по 1969 год на Клер Блум, с 1973 года по 1979 год на Шерри Нелсон. С Джоаной Бенедикт, четвертой женой, Род Стайгер заключил брак в 2000 году. У актера есть дочь Анна - оперная певица, и сын.
В июне 2002 года Род Стайгер заболел пневмонией, которая дала осложнение на почки. В 77 лет знаменитый актер покинул мир земной: "Умирать не хочу, но не стану возражать, если это произойдет перед кинокамерой...". Если учесть количество сыгранных ролей великим актером, то, наверное, это так и произошло...
Интересные факты
Род Стайгер по праву относится к одним из лучших характерных актеров Голливуда. За свою полувековую кинокарьеру он сыграл многих великих исторических личностей: Понтий Пилат, Распутин, Наполеон, Черчилль, Аль Капоне и Рудольф Гесс: "Если бы это зависело от меня, я исполнял бы только такие роли. Они неизменно покоряли меня. Heт ничего ин¬тереснее, чем жить жизнью этих людей - Бетховена, Микеланджело, Хемингуэя. Я убежден, что такие фильмы имеют огромное воспитательное значение".
В 1980 годы Род Стайгер страдал затяжными приступами депрессии, из-за этого не снимался около восьми лет. Пытаясь обрести душевное равновесие, актер поглощал огромное количество еды, что в свою очередь вызывало серьезные проблемы с избыточным весом.
Автор – Татьяна Новитченская.
Источники информации:
"Род Стайгер", статья, сайт "Википедия".
"Род Стайгер", статья, сайт "Кино-театр".
По материалам сети.
Последние сообщения с форума
Сообщений не обнаружено.